Государственное учреждение образования
«Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза
Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВМЕСТЕ»
(преемственность детский сад — школа)
Руководитель проекта
|
Лещун Светлана Михайловна,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»
80175045255, 0297535685
222001, Минская область, г.п. Мачулищи, пер.Школьный, 1;
е-mail: machuleshe@minsk.edu.by
|
г.п.Мачулищи 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Говоря о трудностях адаптации детей к условиям обучения в школе, нужно понимать, что знание наиболее типичных психологических барьеров, трудностей — это ещё не решение проблемы (хотя и необходимое слагаемое). Более значимым является создание условий, исключающих их возникновение, проведение целенаправленной, осознанной и, главное, упреждающей подготовки детей к изменению условий жизнедеятельности.
Изучая психологические трудности, наиболее часто встречающиеся у детей в процессе их адаптации к обучению в школе, у детей отмечается недостаточные объём памяти, развитие устной речи. В этой связи, необходимо скорректировать используемые методы развития памяти и речи в сторону их большей гибкости и разнообразия.
Смена прежнего стереотипа поведения у детей часто приводит к отсутствию уверенности в себе, возникновению высокой утомляемости, скованности (иногда даже некоторой заторможенности), общего психологического дискомфорта. Педагоги отмечают у некоторых ребят повышенную возбудимость. Данные факты также свидетельствуют в пользу осуществления упреждающей адаптации детей к школе ещё в дошкольных учреждениях.
Изучая психологические трудности, наиболее часто упоминаемые детьми в процессе их адаптации к условиям обучения в школе выявлено, что подавляющему большинству детей данного возраста присуще отчётливое желание учиться в школе.
В настоящее время по-прежнему остаётся значимой проблема привыкания ребёнка к школьному режиму. Большинство детей отмечают чувство усталости, вызываемое необходимостью длительное время находиться в школе. В качестве метода снижения усталости многие специалисты предлагают использовать в процессе обучения элементы игровой деятельности как более привычной для ребёнка и не требующей чрезмерного напряжения его интеллектуальных результатов.
Наблюдения показывают существование многочисленных психических барьеров у детей в начальный период их обучения в школе и заостряют проблему их преодоления. Наиболее эффективным методом её решения станет осуществление упреждающей адаптации детей изменению условий жизнедеятельности, для достижения наилучших результатов она должна проводиться не только силами педагогов начальных классов, но и с активным привлечением родителей, а также работников дошкольных учреждений.
Опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы г.п. Мачулищи, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая, что, семья по-прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество между дошкольными учреждениями и школой.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьно1 первой ступени обучения заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью. Семья, детский сад и школа – три воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.
Реализация проекта «Вместе» способствует обеспечению интеграции и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Цель проекта: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольными учреждениями и первой ступенью образования в условиях функционирования Мачулищанской средней школы.
Задачи:
1.Создать на территории школы единое воспитательное пространство, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с образовательными стандартами.
2.Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного образования в условиях образовательного процесса Мачулищанской СШ.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных стандартов.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Целевыми группами проекта являются:
- дети дошкольного возраста дошкольных учреждений г.п. Мачулищи;
- ученики начальных классов;
- родители детей;
- педагоги школы и дошкольных учреждений г.п. Мачулищи.
Принципы построения образовательного проекта
- Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
- Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
- Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
- Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Организационно-методическое обеспечение включает:
• Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
• Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами воспитательной работы в начальной школе.
• Совместные педагогические советы и консультации по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО учителей начальной школы и МО воспитателей ДУ по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
• Семинары-практикумы.
• Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующим обсуждением).
• Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
• Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно - просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно - воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах. Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
• Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках «школы будущего первоклассника» «Здравствуй. Школа» (дополнительная платная услуга)
• Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, • Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
• Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дней открытых дверей.
• Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
• Открытые занятия
• Консультации воспитателя, учителя начальных классов
• Организация экскурсий по школе.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1. Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника.
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Задачи подготовительного этапа
1.1 Создание информационного поля:
1.2. Результаты первой диагностики при приеме в школу - Система диагностики успешности обучения в начальных классах
1.3. Проведение совместной диагностико-коррекционной работы дошкольного учреждения и начальной школы
2. Модель диагностико-коррекционной работы
Диагностико - коррекционная работа дошкольного учреждения
и начальной школы
Психологическая диагностика и коррекция
|
Педагогическая диагностика и коррекция
|
3. Объект и предмет диагностики
Старший дошкольник,
младший школьник
|
Педагоги и специалисты детского сада
и начальной школы
|
Уровень физического развития
Образовательный уровень
Уровень обученности
Интересы, склонности
|
Психологическая готовность
(интеллектуальная, эмоциональная, социально личностная). Уровень обученности
|
Уровень профессиональной компетентности (психолого педагогическая и методическая подготовленность)
Профессионально значимые личностные качества
|
Задачи диагностико-коррекционной работы
- Проводить профилактическую диагностику психического и физического развития старших дошкольников в конце года.
- Выявить актуальный уровень развития детей и определить трудности, связанные с успешностью усвоения знаний и достижений в различных видах деятельности.
З. На основе результатов диагностики воспитателям и психологам ДУ проводить профилактическую коррекцию и целенаправленную подготовку детей к школе с учётом их возможностей и потребностей родителей.
2. АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Задачи адаптационного этапа
1. Обеспечение непрерывного психологодефектологического сопровождения
2. Выработка единых требований в направлении «Школа-семья».
З. Обеспечение положительной результативности в обучении,
2. Оценка адаптации учащихся первых классов к школе
В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней бывает очень непросто, даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная учебная программа, жёсткие требования учителей и родителей, хроническое утомление от перегрузок - всё это способно вызвать у учащихся первых классов страх перед школой, педагогом, ответом у доски.
К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся не только затруднения ребёнка в учёбе, но и проявления агрессии по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться для работы, повышенная возбудимость. В результате школьной дезадаптации усиливается вероятность возникновения у детей болезней психосоматического характера. Поэтому её профилактика становится одной из важнейших задач учителей начальной школы и школьного психолога.
С целью выявления адаптированности учащихся первых классов к школе в октябре-ноябре необходимо проводить комплекс мероприятий, которые включают в себя:
анкетирование родителей;
оценки интеллектуального развития детей с признаками нарушения школьной адаптации;
изучение мотивационной сферы у учащихся первых классов;
социометрические исследования;
выявление детей с проблемами в физическом развитии.
1 направление - согласовывание цели на дошкольном и начальном школьном уровне
Цель дошкольного образования:
|
Цель образования в начальной школе:
|
- общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.
|
Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)
|
2 направление — расширение образовательного содержания в начальной школе
введение в педагогический процесс разных видов детской деятельности творческого, экологического характера (самодеятельных игр, драматизации, технического и художественного моделирования, словесного творчества);
максимальная активизация познавательных интересов детей с использованием в содержании образования знаний экологического характера;
обогащение содержания уроков эстетического цикла, художественной деятельности, как одно из средств самовыражения ребенка.
3 направление — совершенствование форм организации и методов обучения как в начальной школе, так и в дошкольнх учреждениях:
максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы;
использовать многообразие форм обучения урочного и неурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах;
использовать в детском саду цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность предыдущего в настоящем, создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;
обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
поддерживать развивающую предметную среду как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;
более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении;
более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
изменять формы общения детей как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.
Модель личности первоклассника
З. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1. Задачи стабилизационного этапа:
- Сохранение устойчивого психологического состояния учащихся.
- Диагностика успешности обучения.
З. Сохранение положительной результативности в обучении.
2. Прогнозируемый результат:
сокращение периода адаптации учащихся в школе,
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ВМЕСТЕ»
Месяц
|
Содержание и форма
проведения
|
Участники
|
Ответственный
|
Август
|
Комплектование 1-х классов. Подготовка к началу учебного года.
|
Администрация
|
Директор школы
|
Круглый стол
«Обсуждение и планирование совместной работы»
|
Администрация школы и ДУ
|
Заместитель директора по УР, заместитель заведующего по ОД
|
Консультации педагога психолога «Особенности развития личности ребенка 6-летнего возраста»
|
Учителя, законные представители первоклассников
|
Педагог-психолог
|
Родительское собрание «Особенности обучения детей 6-летнего возраста.
Режим дня»
|
Законные представители первоклассников
|
Классные руководители
1 -х классов
|
Сентябрь
|
Изучение условий проживания и семейного воспитания учащихся 1 -х классов (акты ЖБУ)
|
Классные руководители
1 -х классов
|
Заместитель директора по ВР
|
Изучение физической подготовки детей на начало учебного года (лист здоровья)
|
Классные руководители
1 -х классов
|
Медицинский работник
|
Мероприятия по реализации Закона об образовании и Декрета 18
|
Классные руководители
1 -х классов
|
Директор школы, заведующий ДУ
|
Октябрь
|
Индивидуальные консультации для родителей «Готовность детей к обучению в школе»
|
Законные представители первоклассников
|
Педагог-психолог
|
Родительское собрание подготовить ребенка к школе»
|
Законные представители первоклассников воспитанников выпускных групп ДУ
|
Заместитель заведующего по ОД
|
Психолого-педагогический семинар по теме «Панорама открытых уроков» учителей
1 -х классов для воспитателей старших групп
|
Воспитатели ДУ, педагог- психолог
|
Заместитель директора по УР
|
Внеклассное мероприятие
«Посвящение в первоклассники»
|
Учащиеся 1-х классов
|
Педагог-организатор
|
Экскурсия «Знакомство воспитанников старших групп ДУ со школой, ее традициями, правилами поведения»
|
Воспитанники выпускных групп ДУ, воспитатели
|
Педагог- организатор
|
Контроль за состоянием здоровья учащихся, физическим развитием, заболеваемостью детей
|
Классные руководители
1 -х классов
|
Медицинский работник
|
День здоровья
|
Учащиеся 1-х классов, законные представители учащихся
|
Заместитель директора по ВР, кл.
руководители
1 -х классов
|
Консультации для родителей «Режим дня первоклассника»
|
Законные представители первоклассников, учителя
|
Педагог психолог, воспитатели ГПД
|
|
Контроль за соблюдением режима дня и санитарногигиенических требований в ГПД 1 -ых классов
|
Воспитатели ГПД
|
Заместитель директора по УР
|
Конкурс рисунков
«Зимушка-зима!»
Выставка детских работ
|
Учащиеся 1 -ых классов и воспитанники старших групп
|
Педагог- организатор
|
|
Контроль за состоянием организации физкультурнооздоровительной работы
|
Учителя, воспитатели ГПД
|
Заместитель директора по УР, ВР
|
Консультации
«Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки детей к обучению в школе»
|
Законные представители будущих первоклассников
|
Педагог-психолог
|
День здоровья «Всем ребятам очень- очень, очень нравится зима!»
|
Воспитанники старших групп ДУ, учащиеся 1 -ых классов, учителя, воспитатели
|
Педагог-организатор
|
Классные родительские собрания” Как поговорить с ребенком о его школьных делах?”
|
Законные представители первоклассников
|
Классные руководители, педагог-психолог
|
Февраль
|
Фольклорный праздник «Масленица»
|
Учащиеся, законные представители пе воклассников
|
Педагог-организатор, заместитель директора по ВР
|
День здоровья
«Дружная спортландия»
|
Учащиеся 1 -ых классов, законные представители первоклассников
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
|
Устный журнал «Познакомьтесь с гигиеной»
|
Учащиеся 1 -ых
|
Воспитатели ГПД, руководители
1 -х классов
|
Панорама открытых занятий по развитию речи и обучению грамоте в ДУ
|
Учителя 4-х классов
|
Заместитель заведующего по од
|
|
Диагностика интеллектуальной сферы воспитанников старших групп ДУ
|
Воспитанники старших групп (по запросам)
|
Педагог-психолог
|
Экскурсия в школьную библиотеку
|
Воспитанники ста ших групп
|
Зав.
библиотекой
|
День открытых дверей
|
Законные представители первоклассников будущих первоклассников
|
Заместитель директора по УР
|
Круглый стол
«Подведение итогов по выполнению годового плана совместной работы школы и
|
Администрация школы и ДУ, учителя, воспитатели
|
Заместитель директора по УР, заместитель заведующего по ОД
|
Родительское собрание «Скоро в школу в первый класс»
|
Законные представители будущих первоклассников
|
Заместитель директора по
|
Экскурсия в школьный музей «Боевой славы»
|
Воспитанники
|
Педагог-организатор
|
Праздник «До свиданья, детский сад»
|
Воспитанники
|
Муз. работник, воспитатели
|
|
Праздник
«Прощание с букварем»
|
Учащиеся
1 -ых классов
|
Учителя 1 -х классов, педагогорганизатор
|
Диагностика уровня подготовки детей к обучению в школе
|
Воспитанники
ДУ (по запросу)
|
Педагог-психолог
|
Оформление уголка для родителей будущих первоклассников
|
|
Заместитель директора по
|
Июнь август
|
Прием документов в первый класс
|
|
Заместитель директора по УР
|
раскрыть » / « свернуть