Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обобщение опыта работы учителя английского языка Болатаевой Ж.В.

Государственное учреждение образования

«Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза

Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»

 

 

 

                                                                       

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

 

 

 

 

 

Болатаева Жанна Владимировна

учитель английского языка

8 (029) 330-55-18

е – mail: bolataevazhanna@mail.ru

 

Содержание

 

Актуальность опыта по использованию ролевой игры на уроках английского языка

3

Сущность опыта

4

Результативность и эффективность опыта

11

Выводы и перспективы

12

Список литературы

14

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

  1. Актуальность использования ролевой игры на уроках английского языка для достижения коммуникативной компетенции

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Ещё Ф.Шиллер в свое время сказал: «…в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

Современные определения коммуникативной компетенции восходят к определению американского ученого Д.Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция-это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах». Именно ролевая игра и используется активно для достижения этой цели.

Сегодня современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности.Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка, проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

В методике преподавания иностранных языков в настоящее время все острее встает вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Многие известные психологи, занимающиеся исследованиями детской психологии, такие как, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б Эльконин, считают игру ведущей деятельностью детей школьного возраста. Полностью поддерживаю их точку зрения. Считаю, что использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока.

Из своего личного опыта вижу, что использование ролевой игры в обучении иностранному языку на своих уроках помогает развивать навык общения, способствует эффективному восприятию языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения, помогает изжить равнодушие, скуку, формализм из учебно-воспитательного процесса в школе. Ролевые игры в группе детей имеют неисчерпаемые возможности воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.

2.Сущность опыта

Ролевая игра - эффективный метод достижения коммуникативной компетенции.

 Ролевая игра-метод обучения иностранному языку.

Ролевая игра принадлежит к категории метода обучения языку, которую относят к методу обучения с низким вводом и высоким выводом. Это означает, что сконцентрированная вокруг учителя фаза презентации очень коротка. На моих уроках после короткого вступления учащиеся погружаются в деятельность, в которой выполнение задания намного важнее, чем использование точных слов; деятельность, в которой беглость превалирует над аккуратностью.

Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные а)формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Из своего опыта могу сказать, что ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [10, c. 203]. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. (Приложение 2)

Предлагая на своих уроках ролевые игры ( 8 класс - «В магазине музыкальных инструментов», « Интервью с писателем или киноактером», 9 класс - «На подиуме», «В гостях», «Метеопрогноз» и т.д.) обязательно учитываю возрастные особенности учащихся, их интересы. Считаю, что ролевая игра расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Таким образом, ролевая игра - это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем и старшем. На своих уроках стараюсь дать возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций через ролевую игру. Следовательно, социальная значимость ролевых игр состоит  в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. ( Приложение 4)

 

Преимущества ролевой игры.

Одним из преимуществ ролевой игры перед другими формами обучения на своих уроках считаю 100% занятость учащихся, стараясь привлечь каждого,  а также концентрацию внимания участников в течение всей игры. Преимуществом ролевой игры является также то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Поэтому основной целью любой ролевой игры на своих уроках считаю  тренировку неподготовленной речи. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской", за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Заметила, что даже те ребята, которым трудно дается изучение иностранного языка, во время ролевой игры раскрепощаются на моих уроках, вживаются в роль. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее. И совершенно не важно, что делаются ошибки, коммуникация есть. А это – главное.

В. Манулейко считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:

1) совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения);

2) в игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы),

3) каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре ребята изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств.

Урок иностранного языка – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих [4, с. 45]. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

Хочется отметить, опираясь на свой опыт, что ролевая игра делает человека более гибким, добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью  применяет полученные навыки и умения в новых ситуациях.

Таким образом, игра - это основной вид деятельности учащегося. Она служит своеобразным общим языком для всех учеников. Я использую игры на своих уроках, чтобы  значительно облегчить учебный процесс, стараясь сделать его ближе и доступнее учащимся. (Приложение 3)

Виды ролевых игр, которые я использую на своих занятиях.

  • Контролируемая ролевая (controlledrole – play)      : участники получают необходимые реплики.
  • Умеренно контролируемая ролевая игра (semi – controlledrole-play): учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
  • Свободная ролевая игра (freerole – play): учащиеся получают обстоятельства общения.
  • Эпизодическая ролевая игра (small – scalerole – play): разыгрывается отдельный эпизод.

Длительная ролевая игра(large - scalerole – play). ( Приложение 1)

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов.
Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или оказывает какую-то другую помощь.

Используя по возможности разные виды ролевых игр на своих уроках, предпочтение отдаю свободным ролевым играм, мне они кажутся наиболее сложными, но и наиболее интересными, максимально дающими возможность для инициативы и творчества. Очень часто видишь настоящие шедевры и ловишь себя на мысли, что воображение у детей не имеет границ. Приходится признаться, что сам до такого додуматься не мог. Это и понятно: ученики должны превосходить своих учителей.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевая игра на моих уроках нередко включает элементы социального тренинга.

Также ролевые игры можно разделить на две группы.

Первая группа составляет грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Их я использую регулярно. Основное внимание уделяю грамматическим играм, так как овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Игры помогают мне сделать скучную работу для ребят более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.  (Приложение 3).

Вторая группа, так  называемые «Творческие игры», способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений на моих уроках.Стараюсь создать такие условия на своих уроках, чтобы дать детям возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстро реагировать во время общения, максимально мобилизовать использование своих личных речевых навыков. Именнотакие ролевые игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

 

Формы проведения ролевой игры:

  • презентация;
  • интервью;
  • заочное путешествие;
  •  пресс-конференция;
  • круглый стол;
  • телемост;
  • экскурсия;
  • сказка;
  • репортаж;
  • клуб по интересам и т.д.

На своих уроках я использую по возможности различные формы проведения ролевых игр. Во всех классах ребята любят готовить презентации. (Приложения на диске).

Правила проведения ролевых игр

Предлагаю учащимся поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне класса, в реальной жизни.

Ребятам необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях онииграют самих себя, в других берут на себя воображаемую роль. Это перевоплощение доставляет удовольствие, как исполнителям, так и зрителям.

Предлагаю им вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение также должно соответствовать исполняемой роли.

Объясняю участникам  игры, что они должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи. Некоторые мои ребята учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Я подбираю тот языковой материал, который им понадобится во время поездки. И очень важно, чтобы они впервые могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.

Ролевая игра выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Секрет популярности ролевых игр прост. Ролевая игра является учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе.

Структура ролевой игры.

Рассматривая структуру ролевой игры можно выделить следующие компоненты:

Первый компонент – роли.

Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация.

Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль.

Также в структуру ролевой игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условиями;

г) реальные отношения между играющими;

Задача учителя при использовании ролевой игры в обучении иностранному языку.

Свою задачу учителя вижу в том, чтобы при использовании ролевых игр отобрать необходимые ситуации-иллюстрации и ситуации-проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: (карточки-задания для каждого); подобрать группы учащихся и распределить роли, если это необходимо; поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения (для этого учим разговорные клише:Ithink…Iconsider…) (Приложение 5); продумать предполагаемые ответы и реплики. Всегда проявляю к ребятам искренний интерес и внимание во время проведения игры.

По завершении ролевой игры мотивирую оценки каждого в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности я комментирую выразительность ролевого поведения, а также инициативность каждого на всех этапах игры.

Я считаю, что игровые формы обучения актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

          3.Результативность и эффективность опыта

Таким образом, анализируя свой опыт использования ролевых игр на своих уроках английского языка, могу утверждать, что ролевая игра  способствует:

 повышению мотивации к изучению английского языка;

üрасширению кругозора учеников;

üразвитию их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов.

 

 

4. Выводы и перспективы

Подводя итог, я могу отметить, что игровой метод является одним из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как в игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Рассматривая ролевую игру как метод обучения иностранному языку, можно сказать, что ролевая игра – метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Игровые методы, которые используются мною на занятиях, должны соответствовать целям и задачам обучения.
       В заключение хочется отметить, что я строю ролевые игры на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе ролевой игры формирую сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяем степень участия каждого из них в работе. В процессе ролевой игры развиваю логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Именно поэтому использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранять интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

Ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра – это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры  и непредсказуемость развязки. Кроме того, помогаю ученикам увидеть возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. Обучаю ребят учиться работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии. Таким образом, элементы ролевой и коммуникативной игры облегчают процесс социализации, т.к. в играх наряду с соревновательным моментом встречается и совместная работа, партнерство (социальная компетенция). Игровые задания, которые я предлагаю ребятам, готовят их одновременно к устному и письменному общению (коммуникативная компетенция). Способствую развитию желания учиться дальше, развиваю умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу,  давать собственную оценку и самооценку. С помощью ролевых игр учу сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная компетенция). Отсюда можно сделать вывод, что все пять компетенций современного человека могут быть выработаны в процессе использования ролевых игр.

Предполагаю, что результаты внедрения данного опыта будут интересны  преподавателям иностранных языков, а также преподавателям других предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Список литературы

  1. Абалкина, П.И. Совершенствование методики преподавания английского языка :учебник / П.И. Абалкина. – М. С: ВЛАДОС, – 2005. – 345 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой : учебное пособие / Н.П. Аникеева. – М. :Просвещение, 2008. – 237 с.
  3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : ACDEMIA, 2006. – 336 с.
  4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов и др., – М. : Высшая школа, – 2009. – 345 с.
  5. Жилкина, Д.Н. Ролевые игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе– 2010 – №1. – с. 34 – 38.
  6. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение : учебник / Р.И. Жуковская. – М. : Педагогика 2006 – 132 с.
  7. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения : учебное пособие / А.В. Конышева. – Минск : Петра Системс, 2007. – 298 с.
  8. Миролюбов, А. А. Общая методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / А.А. Миролюбов. – М. : Просвещение, 2008 – 310с.
  9. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранных языков : справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск :Вышэйшая школа, 2005 – 279 с.
  10. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебное пособие для учителей /А.А. Миролюбов, И.В Рахманов, В.С. Цейтлин, – М.: Наука, 2003 – 366с.
  11. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справочное пособие / под ред. Е.А. Маслыко. – Минск : Высшая школа, 2005. – 315 с.
  12. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : пособие для студентов педагогических вузов / А.П. Панфилов. – М. : Академия, 2008. – 223 с.
  13. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школ : учебное пособие/– М. : Книга, – 2009 – 212с.
  14. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях :пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова. – М. : Академия, 2006. – 332 стр.
  15. Ростовцева, О.М. Английский для детей дошкольного возраста : учебное пособие / О.М. 

 Ростовцева. – Тула : Ясность, 2005 – 333 с.


Разделы сайта