Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обобщение опыта работы учителя истории Ярмоленко Л.В.

Государственное  учреждение  образования

«Мачулищанская  средняя  школа  имени  Героев  Советского  Союза  И.Т.Вдовенко  и  Н.В.Гомоненко»

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ  ОПЫТА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НАГЛЯДНОСТИ  ДЛЯ  АКТИВИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

 

 

Ярмоленко Людмила Васильевна,

учитель истории

8 (029) 269-09-94

e-mail:machuleche @ minsk.edy.by

 

Введение

Педагогическая наука постоянно ищет пути усовершенствования как самого обучения, так и способы реализации его наибольшей эффективности. Главный критерий качества урока – обученность учащихся, достижение целей урока, а не применение тех или иных видов работ, их «афиширование» в процессе урока.В настоящее время прослеживается переход от традиционной педагогики к адаптивной. Таким образом, акцент смещается на собственную учебную деятельность обучающихся, а главной задачей педагога становится создание условий для неё.Именно поиск и использование учителем наиболее оптимальных наглядностей для определённого урока, класса, конкретного учащегося на уроках истории и есть главная цель данного обобщения опыта работы. Правильно выбранная наглядность способствует оформлению урока в логически законченное, целостное педагогическое произведение.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: - определение наиболее интересных и сложных форм работы с наглядностью на разных этапах урока;

- формирование системы работы над определёнными видами наглядностей;

- развитие креативного мышления учащихся для стимулирования к поиску новых решений определённой задачи, выбора необходимой формы наглядности для наиболее оптимального усвоения темы, саморазвитие учащихся.        

Продолжительность работы по данной теме – три года.                        Основные этапы работы:

  1. Организационный.
  2. Подбор литературы по теме, изучение и анализ её.
  3. Посещение открытых и рабочих уроков педагогов школы и района.
  4. Использование активных приёмов и форм наглядности в собственной педагогической практике, участие в Декадах педагогического мастерства школы с апробацией активных форм метода наглядности.
  5. Выступления на методических семинарах, педагогических советах по данной теме.

 Множество видов наглядных средств обучения обусловило потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы:

1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место занимают:

- работа с мелом и доской; репродукции картин; фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры; учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации; видеофрагменты, видеофильмы; аудиозаписи и аудиофрагменты; мультимедийные презентации.

2.Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:

- таблицы; схемы; блок-схемы; диаграммы; графики; карты, картосхемы;

3. Предметная наглядность, которая включает:

- музейные экспонаты; макеты, модели и др.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования наглядностей на уроках. При этом не следует забывать, что на современном этапе обучения для максимального положительного результата  обучающийся должен непосредственно принимать активное участие в «оперировании, деянии»  наглядностями. Ведь как отмечал Иван Фёдорович Харламов, человеку ничего нельзя «привить», у него ничего нельзя «выработать» без его социальной активности.

Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д. Например, на уроке «Древнейшие люди» в 5 классе учитель говорит: «Это кремневый нож. Рассмотрите ее внимательно. Каковы физические свойства этого предмета?» - «Кремневый нож - заострённый камень, светло-серого цвета», - отвечает ученик. «Смотрите, каким образом он заострён», - обращается к классу учитель, показывая на лезвие. - «Он заострён другим камнем», - отмечают школьники. Учащиеся пытаются показать практически, как было выполнено данное действие. [4, с. 69]. Значение такой наглядности неоценимо: происходит чувственное созерцание и формирование конкретных представлений у ребёнка. Однако, предметов, сохранившихся на протяжении многих веков, становится всё меньше, и со временем я определила, что  особый интерес и практическую ценность у старшеклассников вызывает условно-графическая наглядность. Схематическая подача материала учит выделять главное и второстепенное, наблюдать иерархические связи, позволяет учащимся понимать и визуально представлять систему отношений между частями и всю её целиком, способствует развитию абстрагирования.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», - учит  К.Д. Ушинский. Для старшеклассников такими «картинками» являются схемы, кластеры, диаграммы, таблицы, картосхемы и др.

 Использование меловых рисунков и схем

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Оригинальные меловые схемы и рисунки можно  применять при изучении разных тем, но для некоторых тем они наиболее актуальны. Так, например, при изучении развития торговли в Древнерусском государстве, на белорусских землях  через схемы усваивается сущностные знания о предметах торговли, а также местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. Например, демонстрируя вместе с картой меловой рисунок «Торговый путь «из варяг у греки», необходимо отметить  выгодность торговых путей через земли Полоцкого княжества, Киевской Руси, вдоль русла Западной Двины, Днепра. Подобные схемы можно демонстрировать и при изучении других стран - Древней Греции, Рима, Древнего Египта.

Применение рисунков в разрезе и меловых планов даёт хорошие результаты и при изучении истории культуры. На примере сравнение романского и готического стилей ребята учатся  находить существенные различия в европейской архитектуре. На уроке можно предложить сделать схематические зарисовки с характерными элементами только для этого стиля. Так появляются понятия «приземистые тяжёлые конструкции», «витражи», «узорчатые своды», «стрельчатые арки», «готическая роза», и другие, а в конечном итоге мы выходим на основное предназначение каждого архитектурного сооружения.

Схематические планы позволяют раскрыть функциональное значение того или иного архитектурного памятника. Сочетание разреза и плана православного храма позволяет школьнику получить целостное впечатление о нем, а схема – дополнит представления о названиях его частей.

На структурно-логической схеме «Основные художественные стили в культуре Беларуси в ХIV- ХVвв.» в центре расположено основное понятие (образ), по концентрическим линиям – базовые понятия (образы) и конкретно-исторический материал, который располагается вокруг основного и является детализацией данных системообразующих понятий (образов) (Приложение 1)

Меловые рисунки целесообразно применять и при изучении социально-экономических  явлений. На уроке в 6 классе «Средневековый город», обычно рассказывается о различных причинах и местах появления городов в средневековой Европе  (оборонное зодчество ХІІІ – ХVІІ вв.). Можно предложить иной вариант. Школьникам предлагается меловой рисунок с различными типами местности, и намечаются возможные точки появления замка. Дети выступают в качестве «феодалов» и выбирают каждый свое место для замка, объясняя при этом причины выбора. В завершение работы все эти схемы местности (или рисунки) вносятся на кластер «Места возникновения городов» (Приложение 2). При этом часто практикую один или более векторов с «вопросом», чтобы ребята самостоятельно определили недостающее звено.

 Классическими меловыми рисунками стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:

  - В чем отличие в устройстве этих орудий труда?

  - Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему?

  - Что такое лемех, отрез, отвал?

  -   Как они применялись при возделывании земли, и какую роль при этом играли?

  - Чем отличается плуг от сохи? Можно ли сохой переворачивать пласт земли? Какие орудия труда наиболее эффективны?

     

В процессе беседы развивается внимание учащихся, вербальные навыки, умение действовать в социуме, а роль учителя дополнять работу новой информацией: например, отметить, что пласты земли разрезает отрез - нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли в горизонтальном направлении, отвал переворачивает и взрыхляет пласты. А также об изобретении человеком «сохи-косули», которая переворачивала пласт, запахивая навоз.

Таким образом, меловые схемы и рисунки - неисчерпаемый кладезь творчества современного учителя. Рисование на доске хотя и является трудоемким для учителя средством обучения, но во сто крат окупается усвоением материала учениками.

 Работа со схемами и логико-смысловыми моделями

Работу по умению составлять и читать схемы начинаю ещё в 5 классе. В первую очередь, это использование «умных карт», которые позволяют проиллюстрировать объяснение нового материала, закрепить и повторить уже усвоенный материал, работать над развитием речи, внимания, памяти. Многие учащиеся любят сами составлять такие «карты», или же добавляют свои символы в коллективно созданную «карту». Они  учатся читать «карты» других ребят, комментируют их, делают замечания, ставят вопросы к ним, а главное, учатся говорить логично, связно и чётко, отстаивают своё мнение.

 Ребята очень любят такой вид работы, потому что «умные карты» позволяют практически всем детям на достаточном уровне понять и в дальнейшем использовать изучаемый материал. Учитель же в процессе работы может определить, насколько у ребёнка развиты абстрактное мышление, ассоциативная память, умение выделять главное, выбирать ключевое слово, а также выявить, с какими трудностями он сталкивается.

Как правило, все учащиеся, работая над «умной картой», демонстрируют творческий подход, оригинальность мышления, нестандартные варианты подачи материала. Такая работа помогает раскрыться многим учащимся, которые ранее не говорили на уроках и имели средний или низкий уровень обученности. При систематическом применении таких «карт» они улучшают свои учебные показатели [8, c.36].

Вариантом составления структурно-логических схем на уроке истории являются кластеры. Кластер – это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в последовательности в виде «грозди», «кисти», «веточки». Как составить кластер?

 Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.  Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

 При подготовке кластера работа с учебником идёт  по такому плану:

  • прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
  • после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
  • на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
  • попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками
  • на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.

Кластер помогает ученикам осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном. Они учатся подавать текстовую информацию в лаконичной форме, определять альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации. Работа по составлению кластера может проводиться на любом этапе урока.

 Таким образом, работа с кластером  позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета. Ведь по своей сути кластеры – это логические схемы и различия между ними лишь в форме представления учебного материала.

Традиционными формами преобразования учебных исторических текстов являются таблицы. В основе работы с таблицами лежат приёмы анализа, обобщения, систематизации учебного материала [2, с.43].

На первом этапе я обучаю учащихся составлять конкретизирующие таблицы, которые способствуют лучшему усвоению понятий, более глубокому раскрытию фактов, учат эти факты анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы. Количество граф в таблице, их содержание и наполняемость зависят от темы,  конкретной цели урока, проблематики таблицы, уровня знаний и умений учащихся.

После усвоения навыков работы с такими таблицами, можно переходить к составлению обобщающих и сравнительно-обобщающих таблиц, в которых проводится анализ, сопоставление фактов и обобщение результатов работы. В ходе сравнения исторических фактов, явлений, процессов на основе текста учебного пособия или другого источника информации необходимо выделить существенные параметры (объекты сравнения), по которым оно будет проводиться, и кратко сформулировать их в виде плана. В другие графы по горизонтали заносятся сведения по каждой из линий сравнения. Итоги всей сравнительной работы сводятся в обобщающем выводе [3, с.208].

В 8 – 11 классах я перехожу к работе над составлением логико-смысловых моделей (ЛСМ). И хотя при своих плюсах (усвоение большого объёма материала, построение связного ответа, коллективная деятельность учащихся), некоторые учащиеся испытывают трудности при самостоятельной работе. Ребята не умеют осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, сопоставлять, систематизировать данные. Им сложно отделить полезную информацию от бесполезной, конкретизировать понятия с примерами из других источников. Поэтому работа по овладению умениями и навыками такой деятельности должна проводиться постоянно и в системе с аналогичными видами работы.

Конструирование моделей включает следующие этапы и преобразования:

  • первое преобразование – расщепить текст на смысловые группы, в центре ЛСМ – тема или объект изучения
  • следующий шаг – определение набора координат или круга вопросов по теме (своеобразный план её изучения). Координаты ранжируются и располагаются в определённом порядке – К1, К2, К3 и т.д. по часовой стрелке. Здесь следует обратить внимание на одну из главных трудностей, которая, как правило, возникает у учащихся, - выделение главной мысли фрагмента параграфа или части текста.  Научить видеть главную мысль – вот одна из сложнейших задач.
  • на следующем этапе содержание каждой координаты делится на отдельные учебные элементы, которые в виде ключевых слов размещаются на координатной прямой в определённом порядке.[9,c. 40]. Элементы по своей структуре должны быть чёткими и лаконичными.

Наиболее плодотворно проходят уроки с использованием ЛСМ по темам «Первая мировая война», «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война», «Гражданская война и военная интервенция», «Образование Великого княжества Литовского», «Проведение индустриализации и коллективизации в БССР», «Создание белорусской государственности».

С помощью логико-смысловых моделей решаются следующие задачи:

  • логическое выстраивание материала, правильный отбор информации;
  • выделение причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития;
  • соединение вербального и визуального каналов информации, что способствует повышению усвояемости материала

Таким образом, использование «умной карты»,  ЛСМ на уроках истории даёт возможность учителю сделать учебный материал доступным для учащихся с любым уровнем подготовки, компактность, экономия времени, структурированность, удовлетворение от творчества и коллективной деятельности.

Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, текст может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Поэтому я в своей деятельности использую мультимедийные презентации. Они особенно помогают, когда урок перенасыщен материалом, вводятся новые малопонятные понятия, необходимо просмотреть видеосюжет. К видеоинформации подбираю вопросы развивающего характера, вызывающие ребят на диалог, комментирование происходящего, составляю дидактические задания, чтобы не допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

Использование мультимедийных технологий облегчает процесс усвоения и запоминания, позволяет сделать урок более динамичным и интересным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. ИКТ позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.

Часто своим ученикам даю задания составить компьютерные презентации по тем или иным темам.  Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке. Опыт показывает, что применение визуальных информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

   Для практического завершения представления опыта работы прилагается разработка урока, представленного на конкурсе уроков в рамках Декады педагогического мастерства в 2012/2013 учебном году «Эллинистическая культура» 5 класс.

 

Литература:

  1. Вяземский, Е.Е. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»: лекции 5 – 8 /Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М.: Пед. Ун-т «Первое сентября», 2006. – 100с.
  2. Гинчук, В.В. Организация контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения истории / В.В. Гинчук // Беларускi гiстарычнычасопiс. – 2013. - № 5.
  3. История 5-11 классы. Инновационные формы уроков./ Издательство «Учитель»/ Авт.-сост.: Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова, А.А. Мельников, Я.Ю. Касаткина, О.Н. Сахно  - Волгоград, 2008. – 300с.
  4. История. 5-11 классы: технологии современного урока / Авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 -207с.          
  5. Корзюк, А.А. Использование различных форм представления учебного материала на уроках истории / А.А.Корзюк  // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. - № 3. – С.10.
  6. Магчымасці рэалізацыі педагагічных тэхналогій: вопыт работы настаўніка гісторыі  склад. В.А.Глінская; ДУА “Мінскі абл. Ін-т развіцця адукацыі”. – Мінск: МАІРА, 2009. – 127с.
  7. Современный урок: пособие для педагогов, администрации общеобразовательных учреждений, работников Р (Г)УМК / [сост. М.Г.Старикова]. – Мозырь: Белый Ветер, 2010. – 95, [1]с.: ил.
  8. Соловейко Т.Е. Технология обучения истории с помощью «умных карт» /Т.Е.Соловейко// Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. - № 4
  9. Ясюкевич Т.А. Использование логико-смысловых моделей при подготовке к экзамену по истории Беларуси в IХи ХIклассах                / Т.А.Ясюкевич //Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. - № 2

 

Приложение 1

Полоцкая                  Гродненская                      Древнерусское

архитектурная         архитектурная  декоративно-прикладное

школа                            школа                                   искусство

 

 

 

ВИЗАНТИЙСКИЙ

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ

 

 

 

ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ

 

              Романский                        Готический

 

 

Приложение 2

 

         замок феодала                                       монастырь

 

 

 

берег реки, переправа

 

    перекрёстки дорог

 

    Приложение 3

Тема: Эллинистическая  культура   5 класс

Цель: создать условия для усвоения  на уровне понимания и узнавания памятников  эллинистической  культуры

Задачи:*сотрудничать при определении  достижений  эллинистической культуры и её значения  для дальнейшего развития  мировой культуры;

*формировать  навыки  работы с исторической картой, учебником, материалами презентации; учить сравнивать, выделять основное, систематизировать и обобщать;

*развивать навыки коллективной и индивидуальной работы;

*содействовать формированию  интереса  к древнегреческой культуре как частице мировой культуры, потребности в познании нового

Оборудование: презентация «Эллинистическая культура», карточки для индивидуальной работы, учебник, дополнительный материал из пособия «Г.И.Годер.  Задания и задачи по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 1996г.», интернет-ресурсы

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: игромоделирование,  информационная

                                              ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент:

 -Вы все знаете, что греки были прекрасными мореплавателями. У них появилось много колоний. На новых территориях строились «жемчужины» архитектуры и скульптуры, впоследствии получившие названия «Чудеса света». Мы «проплывём» по следам древних греков и узнаем много нового. Пожелаем друг другу:

(Удачи, попутного ветра, чтобы не встретить пиратов…)

Постановка  цели и задач урока

  1. Актуализация опорных знаний:

(- Точно так же как греки перед дальней дорогой  узнавали у богов об удаче, мы проведём «разминку» и выясним, стоит ли нам начинать плавание!)

Историческая разминка:  игра «Закончи фразу»

1. Греки называли свою родину… (Эллада)

2. Гражданами Древней Греции считались … (только коренные жители)

3. Самым красивым городом Эллады назван город … (Афины)

4. Верхний город, обычно строившийся на холме, называется… 

                                                                                        (акрополь)

5. Самым величественным древнегреческим строением считается (храм)

6. Керамические изделия, предназначенные для хранения вина, оливкового масла - …    (амфоры)

7. Известный скульптор, автор скульптур Зевса и Афины… (Фидий)

8.Скульптурные фигуры женщин, которые использовались как колонны, называются … (кориатиды), а мужчин? (атланты)

9. Рыночная площадь у подножия акрополя, место народных собраний…             (агора)

 

МОЛОДЦЫ!

 - Как бы вы назвали, одним словом древнегреческое искусство?

(величественное, прекрасное, необыкновенное, чувственное, загадочное, волнительное, неповторимое ит.д.)

- В период существования державы Александра Македонского, какие страны в неё входили? (карта)

- Какой язык стал общим для народов? (греческий)

- Какие культурные достижения греков вошли в жизнь современного общества?  

(школа, театр, Олимпийские игры, храмы, демократия)

 

ПРОБЛЕМНЫЙ  ВОПРОС:

- Почему в результате завоеваний Александра Македонского    древнегреческая культура не была уничтожена другими

культурами и  забыта?

  1. Изучение нового материала:

1.(работа с презентацией и заполнение таблицы на карточках: заполняется третий столбик)

 

Эллинистическая  культура

Название

Место нахождения

     Характеристика, описание

Александрия Египетская

Египет

 

Мусейон

«Дом муз»

г.Александрия

 

Фаросский маяк

 

остров Фарос

 

Колосс Родосский

 

остров Родос

 

Гробница царя Мавсола

Малая Азия

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

(понятия «греческое – не греческое») – повороты туловища – руки вверх, машем

«висячие сады», спартанский дух, фараон, лаконическая речь, пурпур, Фидий, Зевс Олимпийский, сфинкс, триера, пурпур, Дионисий, Амон-Ра, Кносский дворец, саркофаг, демократия, Царь Давид, театр

4.Закрепление  изученного:

1. - Какое из  «Чудес света» вас особенно поразило? Почему?

                                                 (ответы учащихся)

2. Работа с учебником: с. 58, 1-й абзац «Достижения учёных…» - заполнить схему  в тетради:

 

 

 

 

 

 

 

(объяснить её заполнение)

 

  1. Назовите «Семь чудес света» и где они находились…

4. Игра «Подумай – объясни»

 - Как возникло слово «фара» (используйте в ответе знания, полученные  сегодня на  уроке)

 

  1. ИГРА: «Архитектурная  путаница»

(найти изображения памятников архитектуры, которые названы «Чудесами света»)

5.РЕФЛЕКСИЯ:

1. Почему древнегреческая культура не была уничтожена и забыта в период завоеваний Александра Македонского?

2. Что такое «эллинистическая культура»?

3. Определи своё психологическое самочувствие на уроке и интерес к теме

   6.Домашнее  задание: таблицу, заполненную на уроке на карточках,

перенести в тетрадь   

 

 


Разделы сайта