Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обобщение опыта работы учителя истории Жмайлик И.И.

Государственное учреждение образования «Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»

 

Описание опыта педагогической деятельности

«Использование познавательных методов мотивации и стимулирования учебной деятельности учащихся на уроках истории»

 

Жмайлик Ирина Ивановна

учитель истории

+375(29)5516623;

e-mail:  machuleshe@minsk.edu.by


         Введение.  Современная психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребёнка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Бытует мнение, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказывать материал урока – и цель достигнута.

Но это не так, особенно в современной школе. Сейчас требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник стал активным и заинтересованным на уроке. Если учитель ставит перед собой цель активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать устойчивые знания, развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, он должен повышать интерес к изучению истории.  Поиск методов, средств, приемов формирования положительной познавательной мотивации и стимулирования учебной деятельности на уроках истории и есть главная цель данного обобщения опыта работы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- повысить заинтересованность учащихся историей;

- активизировать самостоятельную деятельность через подбор заданий, соответствующих возможностям школьника и сочетания разнообразных видов деятельности;

- развивать умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации;

- развивать у учащихся нестандартное, креативное мышление, которое стимулирует стремление к поиску новых знаний и саморазвитию.

         Продолжительность работы по данной теме составляет четыре года. Основные этапы работы:

1.Организационный

2.Поиск, изучение, подбор литературы по теме.

3.Посещение семинаров, курсов, выездных методических объединений, открытых уроков с использованием инновационных форм и методик.

4.Апробация новых методов и форм учебной деятельности в собственной педагогической практике.

5.Оформление опыта работы, выступления на методических совещаниях.

         Повышение интереса и стимулирование учебной деятельности происходит через применение активных форм организации обучения, которые содействуют развитию положительной познавательной мотивации на каждом этапе урока.

         Приёмы, методы, способы формирования положительной познавательной мотивации и стимулирования учебной деятельности на разных этапах урока.

         В начале урока на этапе мотивации и целеполагания для того чтобы включить учащихся в познавательную деятельность и повысить интерес к теме урока можно использовать несколько групп методов мотивации:

- эмоциональные методы (поощрение, дидактические игры, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий)

- познавательные методы (работа с историческими документами, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака»)

- волевые методы (предъявление требований, формирование ответственного отношения к учёбе) [2,с.43]

- социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, создание ситуации взаимопомощи, формирование заинтересованности в результатах коллективной  деятельности).

         Таким образом, на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы прежних достижений, усилить мотивы ориентации на будущую деятельность, мотивы удивления, заинтересованности, любознательности.

          На следующем этапе урока – этапе усвоения новых знаний происходит усиление вызванной мотивации. Для этого используются разные виды деятельности. Одним из самых доступных и проверенных практикой путей является организация самостоятельной деятельности. Учащийся приобретает наиболее устойчивые знания в процессе личной самостоятельной работы. По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую. В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности учащихся можно выделить 4 вида самостоятельных работ: воспроизводящая (работа по образцу), реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая(поиск ответа за пределами образца), творческая(получение принципиально новых знаний) [6, с. 64]

         В практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видом деятельности. Автор использует следующие:

- работа с печатными источниками. Книга остаётся основным источником знаний. Поэтому развитие навыков самостоятельной работы с книгой, учебником следует уделять особое внимание. Составляется система вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ. Если в младших классах подбираются такие задания, чтобы ответ содержался в одном предложении текста, то в старших классах предполагаются ответы обобщающего характера. Для развития речи, логического мышления в младших и средних классах используется прием пересказа своими словами прочитанного абзаца. Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное. Важно учить выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, положение. (Например, выяснить причины первой российской революции; доказать, что восстание 1863-1864 годов в Польше, Литве, Беларуси было национально-освободительным по своему характеру; сравнить уровень готовности к войне в 1941 в Германии и СССР)

- составление аналитических схем. Использование этого приёма помогает учащимся чётко понимать и визуально представлять систему отношений между частями и всю систему в целом. Графические схемы способствуют умению абстрагироваться. Например, представленная схема выделяют иерархические связи главного и второстепенного.

       

- составление опорных конспектов. Для логического выстраивания излагаемого материала целесообразно применять различные виды опор. Опорный сигнал-это графический символ, замещающий смысл информации. Текст закодирован с помощью ключевых слов, букв, чертежей. В опорных сигналах присутствует и элемент игры, и экономия времени и места.

Опорный конспект по теме «Мировой экономический кризис».

ПРИЧИНЫ__________ перепроизводство

                   ________________господство монополий

                   _______________________ стихийность

ПОСЛЕДСТВИЯ__________ резкий спад производства

                            _____________ банкротство

                            _______________безработица

                            ____________ снижение уровня жизни

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА___________ буржуазно-либеральный

                                                        __________________ демократический

                                                        _____ фашистский

ИТОГИ_____ социализация капитализма

         ____________ ускорение фашизации

- практические задания. Практические задания по истории очень разнообразны:- составление вопросников по теме, параграфу;- составление кроссвордов;- составление тестов;- восстановление событий по цепочке;- нахождение ошибок в тексте;- рассказ по иллюстрации(автор предлагает следующие задания 1придумать название иллюстрации2сделать описание сюжета3придумать для действующих лиц слова диалога4построить рассказ по содержанию картины5найти в тексте строчки, комментирующие картину);- составление рассказа из предложенных ключевых слов;- викторины;- синквейн - это форма проверки знаний по заданному алгоритму[9,с.70]

         Самостоятельная работа, проводимая индивидуально, в группах или в парной форме учит ребят активности, совместной работе, правильному структурированию, чувству ответственности, развивает толерантность.

          Одной из уникальных форм, позволяющих сделать работу учащихся интересной и увлекательной, является дидактическая игра. В зависимости от целей можно выделить следующие типы дидактических игр:

- игры для изучения нового материла. Игра «Три предложения». В её основе лежит логическая операция по выделению главного. Игровой компонент – изложить главное в трёх простых предложениях. Игра «Дерево мудрости». Условия – по ходу объяснения или работы с текстом на трёх листочках записать три разных по уровню сложности вопроса и задания к нему. Листочки оформляются в виде «листьев» и прикрепляются к «дереву мудрости». На следующих уроках учащиеся «срывают» листочки и отвечают на вопросы.

- игры для закрепления. Главным критерием отбора таких игр является их занимательность. Ребятам особенно нравится , если в основе игры лежит какая-то «тайна». Например, «Историческая шифровка». Слева пишутся слова с нарушением порядка букв. Это зашифрованные города Месопотамии. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившиеся названия городов.

КУВУР___________________Урук

АШАГАЛ_________________Лагаш

РЭВУДЭ___________________Эруду

ШРУШАЛ_________________ Ашшур

ИНЕЯВИНО________________Ниневия

         Игра позволяет в увлекательной форме закрепить сложные для запоминания слова.

- ролевые игры. Новая позиция, в которую ставится ребёнок, обеспечивает огромную побудительную силу для деятельности учащегося. Например, «Импровизация на тему». Учащиеся делятся на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по  изучаемой теме. Игровые задания записывают на карточке. По истечении времени группы показывают инсценировки и работают по вопросам.

         На этапе первичной проверки усвоения нового материала лучшим методом контроля считаю тест. С помощью теста за короткий срок можно проверить всех учащихся в классе, а значит можно организовать своевременную коррекцию их знаний. Причём тесты должны включать не только задания на выбор правильного варианта ответа, но и задания, которые предусматривают свободное конструирование ответа. Предлагаются разные виды заданий:

- задания с несколькими вариантами ответа позволяют проверить хронологические, картографические, теоретические знания;

- задания с альтернативными утверждениями, которые учащиеся должны оценить как правильные или неправильные (используя слова «да» или «нет»). Такие задания позволяют выявить, насколько учащиеся знают конкретные вопросы, понимают учебный материал;

- задания на восстановление соответствия. Учащимся предлагается соотнести элементы двух столбиков. Такие задания наиболее эффективны при закреплении нового материала, систематизации и обобщении ранее изученного;

- задания на выделение последовательности. Учащимся предлагается расставить исторические факты в хронологической последовательности. Разновидностью этого заданию является расстановка перечисленных исторических фактов, характеристик, признаки понятий по ступеням их значимости;

- задания с одним возможным ответом. Например: «Первая мировая война (….) была вызвана противостоянием двух блоков (…….)-(…..). Такие задания эффективны при проведении диагностики и тематического контроля;

- задания на группирование исторической информации предусматривают анализ информации по предложенным критериям, соотнесение информационных блоков к конкретным историческим периодам, понятиям, фактам;

- задания на исключение лишнего. Учащимся предлагается список исторических дат, имён, событий, понятий. Они должны найти общие закономерности между элементами списка и на этой основе сделать вывод об их сходстве и различии;

- задания, которые предусматривают свободное конструирование ответа на вопрос. Оценка за выполнение этого задания выставляется в соответствии со специально выработанными критериями.[1,с.45]

          Обязательным элементом контроля в конце урока, кроме выполненного теста должен быть самоконтроль. Для этого учащимся предлагается эталон правильных ответов. Кроме этого, учащиеся в течение всего урока могут контролировать свои достижения в усвоении нового материала через заполнение карточки учёта баллов. Карточка выдаётся учащимся в начале урока с обязательным информированием о правилах работы с ней. За каждый правильный ответ и хорошо выполненную работу учащийся ставит себе балл. Итоги подводятся в конце урока с обязательным выставлением оценки. На этой карточке могут быть и вопросы для проведения рефлексии.

                            Карточка учёта баллов

Класс:

Фамилия:

Баллы:

Итоговое количество:

Новые термины                              знаю и могу объяснить                  не знаю

кастель                                                      !                                    ?

донжон                                                     !                                    !

звериный стиль                                        ?                                    !

инициалы                                                 ?                                    ?       

Максимальное количество баллов-35

от 20 до 30 баллов____________9

от 15 до 20____________________8

от 10 до 15________________7

Учащихся не только надо приучать к самоконтролю, но и помогать им овладевать его приёмами. Чтобы создать ситуацию успеха для слабоуспевающих учеников можно использовать приём «Контроль с раскрытой книгой», «Контроль, который даётся на дом»[2.с.47]. Формированию положительной мотивации к обучению способствует включение учащихся в оценочную деятельность и развитие адекватной самооценки.

         На этапе рефлексивной деятельности для стимулирования познавательной активности наиболее эффективны интерактивные рефлексивные методики. Такие методики позволяют строить взаимодействие с учащимся на основе диалога, создавать условия развития, саморазвития учащихся и педагога. Через самонаблюдение, самоанализ происходит оценка результативности и продуктивности общения.

         Метод «Больше-лучше»: создаются две команды учащихся. Командам предлагается записать как можно больше вопросов по изученной теме на листах бумаги. Затем команды обмениваются вопросами и дают как можно больше правильных ответов.

         Метод «Ключевое слово». Учащимся на маленьких листках бумаги предлагается записать лишь одно слово, с которым ассоциируется содержание новой темы, для выполнения этой работы даётся 1 мин. Затем учитель собирает листочки с ключевыми словами и озвучивает их. Наиболее часто повторяющиеся слова записывает на доске и предлагает составить рассказ по теме с использованием ключевых слов.

         Метод «Одни вопросы». Учитель предлагает школьникам задать друг другу вопросы по теме урока (по кругу или по цепочке). Вопросы не должны повторяться. Ученикам необходимо соблюдать правило: отвечать на вопрос нельзя. Соблюдение этого правила ведёт к снятию напряжения и страха не ответить на вопрос. При этом каждый отвечает на вопрос мысленно. Учитель в результате может сформировать проблемное поле по новой теме и спланировать будущую работу.[7,с.44]

         Интерактивные методы также можно использовать на различных этапах урока. На этапе организации взаимодействия и благоприятной атмосферы автор использует методы «Аллитерация имени»: каждому ученику в течение 1 мин предлагается придумать дополнительную характеристику своего имени. Ученики по кругу сначала представляют предыдущего, называя его аллитерацию имени, а затеи представляет себя. «Имя и жест»: каждый из учащихся представляет предыдущих участников и себя, называя их имена и повторяя жесты, которыми сопровождались имена. «Комплимент»: каждый участник поочерёдно делает соседу комплимент. «Подари цветок»: по цепочке учащиеся передают цветок и объясняют, почему это сделано. На этапе изучения нового материала используются интерактивные методы, направленные на актуализацию, воспроизведение, осмысление, закрепление знаний и умений. Особенно эффективен метод «Алфавит»: каждому учащемуся или группе выдаются листы бумаги с несколькими буквами алфавита. Предлагается записать или слова ассоциации по теме, или понятия новой темы, имена исторических деятелей, события и явления. Метод «Мозговая атака»: принимаются все ответы учащихся на заданный вопрос. Записываются все прозвучавшие высказывания. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить всё, что записано. Завершить работу, спросив учащихся, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.

         Заключение. Для практического завершения опыта работы предоставляются разработки уроков, которые были выдвинуты на школьный конкурс педагогического мастерства: «Материальная и духовная культура», 7 класс, история Беларуси и «Истоки Великого княжества Литовского», 7 класс, история Беларуси, участвовавший в районном конкурсе «Лучший урок».

         Таким образом, положительная познавательная мотивация и стимулирование учебной деятельности на уроках истории осуществляется через включение учащихся в активную деятельность при использовании различных методов мотивации, организации разнообразной самостоятельной деятельности, правильно организованный контроль и самооценку и умение осуществлять самоанализ своей работы на уроке. Познавательная мотивация формирует у школьника интерес к изучаемым вопросам и стимулирует стремление к новым знаниям.

         Список литературы.

1.Гинчук, В.В. Организация контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения истории / В.В. Гинчук // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2013. - № 5.

2.Демидова, Н.А. Стварэнне ýмоý для развiцця станоýчай матывацыi навучэння гiсторыi /Н.А. Демидова // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2013.-№2.

3.Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Минск, 2006 – 192с.

4.Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность / Н.И. Запрудский – Минск, 2012. – 236с.

5.Иоффе, А.Н. Мотивация в обучении истории и обществоведению / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. - № 6.

6.История 5-11 классы. Инновационные формы уроков./ Издательство «Учитель»/ Авт.-сост.: Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова, А.А. Мельников, Я.Ю. Касаткина, О.Н. Сахно  - Волгоград, 2008. – 300с.

7.Методы интерактивного обучения: практическое руководство / Государственное учреждение образования « Институт переподготовки и повышения квалификации» МЧС Республики Беларусь / Авторы Е.П. Амбросова и др. – Светлая роща, 2013. – 49с.

8.Корзюк, А.А. Формы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории / А.А.Корзюк // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2012. -  №12.

9.История. 5-11 классы: технологии современного урока / Авт.-сост. В.В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 -207с.           



Приложение 1

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель: создание условий для формирования у учащихся конкретных представлений и общего понятия об особенностях образования нового государства.

Задачи: - обеспечить усвоение знаний о причинах создания ВКЛ, путях расширения границ государства, направлениях великокняжеской политики;

- развивать умения самостоятельной работы, выбора индивидуального способа организации деятельности;

- способствовать воспитанию исторического мышления, личностного отношения к изучаемым знаниям, ответственности за совместное выполнение заданий.

Форма урока: педагогическая мастерская.

Педагогическая технология: технология педагогических мастерских с элементами интерактивной педагогики.

Оборудование: карта «Белорусские земли в XIII-XIV вв.», учебники, рабочие тетради, задания-афиши.

 

Ход урока

Слово мастера: сегодня мы будем вместе с вами мастерить урок. Я мастер, а вы мои подмастерья. Начинаем напряжённую работу, и нам необходимо хорошее настроение. Создадим его друг другу. (слайд 1)

Метод «Подари цветок»: педагог первым дарит цветок одному из учащихся и объясняет, почему он это делает. После этого учащиеся передают цветок по цепочке с благожелательными словами.

I. Индукция (слайд 2)

Слово мастера: мы приступаем к изучению раздела «Белорусские земли в середине XIII – XIVвв.», из которого узнаем о новом государстве - Великое княжество Литовское. Давайте определимся, что  нам уже известно о ВКЛ, а что предстоит изучить. (4 мин.)

II. Самоконструкция (3 мин., слайд 3)

На доске записаны факты:

- время образования ВКЛ; (!)

- полное название государства; (!)

- этнический состав; (!)

- территории в составе ВКЛ; (?)

- причины образования; (?)

- особенности образования; (?)

- уровень развития входивших народов. (?)

Задание классу: напротив известных фактов поставить знак «!», напротив неизвестных  - «?».

Слово мастера: вот мы и определили вопросы, которые изучим сегодня во время совместного мастерения. (слайд 4)

III. Социоконструкция (10 мин.)

Слово мастера: образуем 4 группы (первая парта объединяется с последующей), каждая группа получает задание-афишу. Через 10 минут, заполнив свою карточку, группы афишируют свою работу на доске.

Карточки-афиши: 1 группа «Причины образования ВКЛ»

2 группа «Территориальная схема ВКЛ»

 

 

3 группа «Сравнительный уровень развития балтов и славян»

вопросы для сравнения

славяне (+/-)

балты (+/-)

наличие государства

 

 

наличие городов

 

 

развитие торговли и ремесла

 

 

военная активность

 

 

 

4 группа «Социально-политическое ядро ВКЛ»

 

Группы работают с учебником, картой, имеют возможность свободно передвигаться по классу, обращаться за консультацией к другим группам и мастеру.

Разминка «Друдл» (развивает положительную познавательную мотивацию): каждый учащийся получает карточку с «друдлом», Определяет свою ассоциацию и высказывает её. Любой ответ считается правильным. Пример «друдла»:

(3 мин.)

 IV. Социализация (8 мин., слайд 5-9)

Группы афишируют свою работу на доске, составляя общий коллаж

        

вопросы для сравнения

славяне (+/-)

балты (+/-)

наличие государства

+

-

наличие городов

+

-

развитие торговли и ремесла

+

-

военная активность

-

+

 

V. Разрыв (3 мин.)

Слово мастера: опираясь на общий коллаж, формируем проблемное задание: «Какие земли стали центром и ядром нового государства?».

Ответ группы формируют в результате совместного обсуждения.

 

Физкультминутка «Четыре угла»: четыре листа бумаги разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) с помощью скотча крепятся в каждом углу класса. Система вопросов с вариантами ответов-выборов. Учащиеся проходят в тот угол, который соответствует их выбору.

1. Ваш любимый цвет

2. Цвет вашего настроения на уроке (красный - тревожно, зелёный – интересно, жёлтый – весело, синий – скучно)

3. Ваше отношение к теме урока (красный – очень важное, зелёный – нужное, жёлтый – лишнее, синий – самое главное)

4. Как вы оцениваете свои уровень знаний по теме (красный – высокий, зелёный – средний, жёлтый – низкий, синий – очень низкий) (3 мин.)

 

VI. Творчество (6 мин.)

Группы составляют синквейн о причинах и особенностях образования Великого княжества Литовского по итогам совместного мастерения урока. Общий синквейн афишируется на доске. Например:

ВКЛ

балтская, славянская

объединяется, защищается, формируется

ВКЛ – государство балтов и славян

становление

 

VII. Рефлексия (5 мин., слайд 10-14)

Слово мастера: - обращаемся к самоконструкции и заменяем знаки вопроса восклицательными знаками (познавательная рефлексия);

- метод «Цепочка пожеланий»: каждому учащемуся по цепочке предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам работы на уроке. Заканчивает цепочку пожеланий педагог и подводит определённый итог и оценку взаимодействия.

Домашнее задание: §1, написать мини-сочинение с ключевыми словами «Литва», «колонизация», «славянизация», «детинец», «удельное княжество».

 

 

Рецензия

Тема «Истоки образования Великого княжества Литовского» первая в разделе «Белорусские земли в середине XIII– XIV вв.». Следовательно, в ходе подготовки данного урока необходимо соблюдать правомерность постановки цели для блока уроков, учитывать количество уроков, отведённых на формирование новых знаний, умений и ознакомление с новыми видами деятельности. Данный урок нетрадиционный, поэтому структуру урока и постановку целей определяет педагогическая технология. Педагогическая мастерская предполагает деятельностный подход. Цель педагога – организовать деятельность максимально эффективно, а цель учащихся – действовать. Обязательное условие – рефлексивная деятельность на каждом этапе урока для осознания и оценки результатов работы. Для оптимального взаимодействия учащихся и педагогов необходимо создать благоприятную конструктивную атмосферу, обеспечивающую оперативное включение в деятельность. Для этого используется метод «Подари цветок». Педагогическая мастерская предполагает заданную структуру урока с ожидаемыми результатами на каждом этапе.

I. Индукция: введение мастером учащихся в тему урока.

II.Самоконструкция: целеполагание и определение учащимися круга вопросов для изучения.

III.Социоконструкция: самостоятельное освоение нового материала, коллективное обсуждение и решение поставленных задач.

IV.Социализация: формирование умения защищать и представлять свою позицию, использовать знания для решения практических задач.

V.Разрыв: формулирование проблемных вопросов, умение видеть проблему и совместно находить пути к её решению.

VI.Творчество: обобщение, вывод и анализ изученного материала

VII.Рефлексия: создание условий развития и саморазвития учащихся через самонаблюдение, самоанализ и самооценку.

Опыт работы по технологии педагогических мастерских демонстрирует возможность развивать самостоятельное мышление учащихся, ориентироваться в предмете так, чтобы потом самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. На уроке создаётся ситуация успеха.

Приложение 2

Тема: Материальная и духовная культура

Класс: 7

Дата: 13. 03. 2013

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

Цель:- содействие изучению особенностей и характерных черт архитектуры, живописи и быта жителей белорусских земель в 13-14 веках

- создание условий для формирования учебно-познавательных умений

- способствовать воспитанию чувства уважения к достижениям материальной и духовной культуры своего народа, пониманию необходимости беречь культурные ценности человеческой цивилизации.

План

1. Организационно-мотивационный этап

2. Актуализация изученного материала

3. Изучение нового материала

4. Первичное закрепление изученного

5.Рефлексия

6. Комментирование домашнего задания

Цель открытого урока:- оценочная деятельность на уроках изучения нового материала

Учитель: Жмайлик И. И.

 

ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный этап

Метод «Улыбка».

Слово учителя:- посмотрите в окно. Несмотря ни на что, за окном весна. Внесём весну и к нам в класс, Каким образом? Главная примета весны – улыбка. Улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям и особенно тепло улыбнёмся учителю. И с весенним настроением примемся за работу.

Работать будем индивидуально. Каждый получает карточку учёта баллов. За каждый правильный ответ на уроке ученик ставит себе балл. Итоги  подводим в конце урока и выставляем отметки.

 

2. Актуализация изученного материала

Слово учителя:- тема нашего урока «Материальная и духовная культура» (слайд 1)

- Что такое, по вашему мнению, культура? (слайд 2). Всё, что создано человеком.

- А понимаете ли вы разницу между материальной и духовной культурой? (слайд3)

Задание классу: - разместите по столбикам на доске то, что относится к материальной культуре, а что к духовной.

Слово учителя: - вот мы и определили цели нашего урока

- изучить особенности архитектуры белорусских земель в 13-14 веках

- выделить характерные черты изобразительного искусства

- описать быт, пищу и одежду жителей ВКЛ в 13-14 веках (слайд4)

 

  1. Изучение нового материала

Слово учителя: -  в 13-14 веках самое развитое направление искусства-архитектура.

- Как вы думаете ,почему в это время была востребована именно архитектура?   ( для строительства оборонительных  сооружений, для постройки храмов) 

 в ВКЛ из Западной Европы пришли два стиля (слайд5)

готический                                              романский

Задание классу:- опираясь на слайд, выделить черты этих стилей, их отличия и особенности.

Главная особенность и причина различия- это арка.

Дорисуйте на доске арку готического стиля и арку романского стиля.

Слово учителя:- внешняя угроза привела к масштабному строительству оборонительных сооружений. Здесь тоже использовалось два типа, пришедших из Европы (слайд 6) - ДОНЖОН

- Посмотрите на слайд и скажите, что собой представляет донжон.

Это просто оборонительная башня. Самая известная и единственная сохранившаяся в Беларуси – Каменецкая вежа.

- Для чего она строилась практически в чистом поле?  (быстрое реагирование и размещение сторожевого отряда – ПОГОНИ) (слайд 7) - КАСТЕЛЬ  

- Кастель представляет собой прямоугольную или трапецевидную крепость с двумя  башнями по сторонам. Перед нами Лидский замок – кастель. Замок отреставрирован и открыт для туристов. В стиле кастель был построен и Кревский замок – резиденция Ягайло(слайд 8).

Перед нами схема замка и, к сожалению, то, что от него осталось. Лучше всего сохранилась башня Кейстута, в которой он был задушен по приказу Ягайло.

Задание классу:- попробуйте выделить все черты белорусской архитектуры 13-14 веков, которые мы рассмотрели

(слайд 9)    1) преобладают оборонительные сооружения

                   2) основные типы замков донжон и кастель

                   3) основные архитектурные стили готический и романский

Слово учителя: - после архитектуры наиболее развита в 13-14 веках живопись. Можно выделить два направления живописи позднего           средневековья: иконопись и книжная миниатюра.

Иконопись  продолжает черты древнерусского стиля и придерживается византийских канонов (слайд 10)

В 13-14 веках книги только рукописные (слайд 11).

Книги украшали миниатюрами. Это небольшие рисунки.

А также книги украшались инициалами- это красочно оформленная первая буква абзаца. (слайд 12).

Оформляли инициалы в зверином стиле.

Задание классу:          - как вы думаете, почему такое название:

                            - мифологические звери и птицы

                            - человеческие фигуры

                            - жанровый характер

Задание классу: - попробуйте выделить характерные черты изобразительного искусства (слайд 13):1) древнерусские и византийские каноны

                                     2) звериный стиль

                                     3) миниатюры

                                     4) инициалы

Слово учителя: -  большинство людей проживало в сельской местности. Но жизнь крестьян и горожан отличалась мало. Мы будем реконструировать быт людей на белорусских землях в 13-14 веках . И начнём с самого главного – пищи (слайд 14).

Задание классу:- составить меню жителя ВКЛ в 13-14 веках. Выбрать продукты, которые были в то время.

Задание классу: - как вы думаете, где городской житель, а где сельский? Объясните свое мнение (слайд 15).

Задание классу: - жители средневековой Беларуси не только работали и воевали, но и интересно проводили свободное время. Напишите, чем могли развлекаться наши предки на досуге (охота, шашки, шахматы, кости).

 

4. Закрепление изученного материала

Слово учителя:- мы с вами изучили большой новый материал. Пришло время проверить, как он у нас усвоился. На карточках учёта баллов выполните задания по закреплению изученного (слайд 16)

1. Самый известный тип замка—

2. Красиво выполненные заглавные буквы—

3. Небольшая картинка в рукописной книге—

4. Стиль с мифологическими животными—

5. Самая известная сторожевая башня в Беларуси—

Самопроверка (слайд 17).

За каждый правильный ответ – балл. Баллы вносим в карточку учёта.

 

5. Рефлексия

Подсчитываем количество баллов. Записываем в итоги.

В карточке учёта записаны новые термины. Поставьте плюс, если вы их усвоили и минус, если они остались для вас непонятными.

Максимальное количество баллов- 35

от 20 до 30 баллов—9

от 15 до 20- 8

от 10 до 15 - 7 

 

6. Комментирование домашнего задания

параграф 10, вопросы 3-6,

задания к теме «Наш край» - есть ли в нашей местности архитектурные сооружения 13-14 веков

 - узнайте об особенностях быта жителей местности, где мы проживаем.

 

 


Разделы сайта