Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Барадун И.И.

Государственное учреждение образования

«Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза

Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Организация работы над произведением на уроках литературного чтения»

 

 

 

 

 

 

     Барадун Ирина Ивановна

     учитель начальных классов

     8 (033) 665-48-25

 е – mail: machuleshe  @ minsk.edu. by

 

 

 

 

 

Содержание

Актуальность выбранной темы.

 

3

Описание технологии опыта. Организация работы над произведением на уроках литературного чтения.

 

4

2.1

Организация словарной работы с учащимися на уроках литературного чтения.

 

5

2.2

Анализ литературного произведения.

 

6

2.3

Организация работы над сказкой.

 

8

2.4

Работа над загадками.

 

9

Выводы. Результативность и перспектива опыта.

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

  1. Актуальность выбранной темы

     Литературное чтение в начальной школе – составная часть системы занятий по изучению младшими школьниками русского языка и развитию их речи, первое звено в системе единого курса литературы.

Литература как искусство слова имеет свои функции (воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую) и, я убеждена, воздействует на отдельные стороны психики человека, и на личность в целом.

Главной особенностью уроков литературного чтения является не только освоение учащимися сюжета произведения, но и приобщение их к чтению и пониманию литературы как вида искусства, постижению идейно-художественного смысла произведения, его эстетической ценности, образного содержания.

Последние годы работы показали, что у большинства детей, обучающихся в начальном звене, нет тяги к книге, чтению. В семье есть телевизор, компьютер, всевозможные приставки, мультфильмы, но нет книг для детского чтения. И когда я прошу на следующий урок принести книгу, которую ребёнок читает дома, большинство учащихся приходят без неё, мотивируя это тем, что дома нет книг. А пока дети не записаны в школьной библиотеке, мои учащиеся пользуются классной библиотекой, которая сформировалась за годы работы в данной школе.

Считаю, что тема, над которой я работаю, актуальна и связана с направлениями современного образования. Как не через деятельность на уроках литературного чтения, направленную на восприятие и понимание литературы как искусства, привлечь ребёнка к книге, заинтересовать художественным словом, научить беглому, правильному и выразительному чтению. Обидно, когда спрашиваешь у ребёнка, слышал ли он про ту или иную сказку, читал рассказы того или иного писателя, малыш отвечает, что он мультик смотрел. Единицам родители читают на ночь или в свободное время. Поэтому через уроки литературного чтения, внеклассную работу стремлюсь вызвать у своих учащихся интерес к художественному слову, к искусству слова.

Любовь к слову, художественное мышление, умение выразить свои чувства, мысли, переживания, настроение – всё это я рассматриваю как важнейшую черту человеческой культуры. Доброе или красивое слово должно жить в детском творчестве, в отношениях между детьми и людьми.

Стараюсь сделать родителей своими союзниками. На родительских собраниях и в личной беседе знакомлю с эффективными методами обучения малышей чтению, прошу дарить ребёнку книги по торжественным случаям и в будни по возможностям. Пытаюсь убедить родителей и детей, что книга должна стать для ребёнка главным подарком. 

 

2.Описание технологии опыта. Организация работы над произведением на уроках литературного чтения

С опытом работы я убедилась, что не существует непреодолимых возрастных барьеров, которые делали бы невозможным понимание искусства в младшем школьном возрасте. Не надо бояться. Что дети не поймут произведения искусства слова. У каждого возраста есть свой Пушкин, свой Некрасов. Каждый приходит к ним постепенно, хотя Пушкин, Некрасов, Толстой приходят к нам с детства. Даже тогда, когда произведение не будет понято до конца, оно обогатит душу, повлияет на развитие личности.

Конечно, сказку надо читать не так, как рассказ, а работа над лирическим произведение и над загадкой имеет свои особенности. Но главное, думаю, выбор методов работы на уроках литературного чтения определяются спецификой литературы как искусства, независимо от жанра, и установкой на развитие детей.

Сама организация урока должна быть гибкой. Меняется дидактический стержень урока. Главное на таком уроке – деятельность самих учащихся. Но я её понимаю по-особенному, не как механическую, состоящую в том, чтобы дети сами читали 30 минут на уроке. Если они будут это делать без заинтересованности, такое чтение будет насилием. А всякое насилие в любой форме не даёт высокого положительного результата.

2.1. Организация словарной работы с учащимися на уроках литературного чтения

Цель словарной работы на уроках литературного чтения – научить маленького человека удивляться чуду возникновения искусства из не искусства, показать, что художественное слово незаменимо.  Убеждаю своих ребят в том, что автор выбирает именно то слово, при помощи которого создаёт определённый художественный образ. Заменить авторское слово нельзя – это означает разрушить образ.

Словарную работу строю так, чтобы она не ослабляла восприятия произведения, а усиливала и углубляла его. Поэтому не стремлюсь разбивать первичное восприятие словотолкованием. Другая линия, по которой веду работу по ходу чтения – это образные слова и выражения. Много образных слов употребляется в сказках. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса говорит волку: «Насилу плетусь». Спрашиваю:  можно ли сказать по-другому, например, «насилу иду»? Нет, «насилу плетусь» так говорит лиса, потому что хочет показать волку, какая она избитая, больная, что она еле-еле передвигается. Это можно обыграть во время проведения физ. минутки «Покажи, как…» Я прошу детей, чтобы они показали в движении как можно идти. Для этого я им предлагаю «Покажите, как лиса идёт? Покажите, как лиса плетётся? Покажите, как лиса идёт на цыпочках? Покажите, как лиса несётся галопом? Такая работа вносит разрядку. Оживление в урок. Дети ощущают на себе значение отдельных слов, действий, а, значит, усваивают произведение с интересом.

Иногда я использую приём сравнения, чтобы детям было легче найти образные выражения и понять, для чего их использовал автор. Вот, как это выглядит на уроке.

«А.Прокофьев «Люблю берёзу русскую»

На доске записываю текст. «Берёза – это дерево с мелкими листьями и белой корой. Ствол берёзы даже в жаркий день остаётся прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи; он хорошо предохраняет тонкую берёзовую кору от ожогов» Дети прочитали этот текст. Можно спросить у них:

_О чём этот текст? Что нового узнали для себя?

Затем мы с детьми рассмотрели репродукцию картины И.Левитана «Берёзовая роща». Поговорили об этой картине, а дальше читаем стихотворение А.Прокофьева «Люблю берёзу русскую». И я задаю учащимся после чтения вопрос:

_ Сравните первый текст о берёзе и стихотворение А.Прокофьева

_ Что общего в них? В чём разница?

_ Какие слова помогли автору изобразить красоту русской берёзки?

И учащиеся начинают искать в тексте слова и образные выражения, которые рисуют поэтический образ русской берёзы, обращают внимание на отношение поэта к русской природе. Они выбрали такие слова, какими автор рисует берёзу _ светлая, кипучая, плакучая, в зелёных серёжках».

2.2. Анализ литературного произведения

Анализ произведений должен представлять совместный поиск учителя и учащихся.

Практика моей работы с учащимися начальных классов убедила меня в том, что надо избегать двух крайностей в работе. Не застревать только на первой стадии восприятия – выражении восторгов, переживаний – и не дробить произведения с помощью вопросов. Например: «Как лиса попала в колодец?», «Чего она хотела от козла?», «Как его туда заманила?», «Как говорила с ним в это время?», «А что делал козёл?», «Какой он был?», «Как его называет автор?» и т.д. Эти вопросы к сказке К.Ушинского «Лиса и козёл». При такой постановке вопросов мысль учащихся скована вопросами учителя. Процесс понимания, осмысления сказки идёт «от учителя». Эти вопросы расчленили целостность восприятия произведения.

Характер других вопросов позволяет в разборе идти «от ученика», даёт свободу самовыражения, простор для мыслительной деятельности.

Анализ произведения – это совместный поиск его глубокого художественного смысла.

Рассмотрим, как совместный поиск можно реализовать на уроке. Приведу пример анализа стихотворения А. Плещеева «Осень».

  1. Читаю стихотворение «Осень» самым обычным, монотонным голосом, ничего не объясняя.
  2. После чего спрашиваю: «Что вы услышали, поняли из моего чтения?»
  3. Ответы детей: «Осень скучная».  «Высохли цветы». «Кусты голые». «Вянет и желтеет травка…» Из этих слов ясно, что восприняли предметную поверхностную часть содержания поэтического произведения

Таким образом, учитель продвигает детей к более глубокому пониманию стихотворения, не навязывая им своей мысли, утверждая их в поиске. Работа ума и чувств идёт вместе на уроке. И чтением заняты дети достаточно. Многие захотят выучить стихотворение наизусть. Значит, оно захватило детей красотой чувств, яркостью воображения.

Работа над анализом стихотворного текста трудна. Учитель, считаю, должен кропотливо готовиться к уроку, продумать всю работу над произведением. И если учитель понял, что во время анализа у детей пропал интерес к разбору, необходимо немедленно свернуть анализ, опустить вопросы анализа. Надо постараться вызвать у детей интерес и чувства, используя повторное чтение текста, обобщение или словесное рисование. Словесное рисование помогает развить воображение ребёнка и раскрыть чувства, которые испытывают дети, соприкасаясь с художественным произведением. 

 

 

2.3. Организация работы над сказкой

Каждая сказка читается по-разному. Она, как и произведения других жанров, не терпит трафарета в работе с ней. Но и есть и то общее, что необходимо учитывать при чтении сказок. Прежде всего, как надо читать сказку.

Поэтому сказку в классе стараюсь читать по-особенному, применяя приём чтения-рассказывания. Конечно, учитель не может знать все сказки наизусть, чтобы рассказать их детям. Да это и не нужно. Глядя в книгу, читая, я рассказываю сказку, а не чата, как обычный текст. При таком чтении – рассказывании сказка сопровождается живыми интонациями разговорной речи, мимикой, жестами, необходимыми эмоциональными паузами. Это помогает не только лучше передать содержание сказки, но и выразить своё отношение ко всему, что происходит в сказке, к её героям, т.е. поможет донести богатство её содержания.

При чтении сказки обращаю особое внимание на повторение отдельных оборотов, песенок, включённых в неё, целых абзацев. Помогаю детям учесть, что читаются все эти повторяющиеся места в сказке каждый раз по-разному, с различными оттенками. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» лисица поёт песенку петушку три раза одну и ту же. Но каждый раз ее пение становится более заманчивым, в каждый новый приход она поет все более сладко и вкрадчиво, более ласково. И каждый раз песенка ее удлиняется: надо больше времени, чтобы соблазнить петушка и в песенке прибавляются новые соблазны.

Дети любят действовать и играть. Но игра при чтении сказок должна быть осмысленной. Чтение в лицах помогает детям осмыслить содержание сказки, понять характер ее героев. Но прежде чем приступить к чтению сказки в лицах, дети рассказывают мне, как они представляют место, где происходит действие, как представляют героев. Мои учащиеся очень любят делать инсценировки сказок. Во время таких выступлений дети передают голосом, мимикой и жестами характер сказочных героев. Дети наслаждаются игрой и сказкой.

Сказка представляет возможность проявить неограниченный полёт фантазии и сами учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировке, устройства декораций.

Всё это можно отнести к творческой работе над сказкой Я предлагала своим детям сочинять сказки. Однажды я предложила сочинить сказку об осеннем листочке. Для этого я дала им начало сказки, а они должны были сочинить продолжение. Вот начало сказки: «Ранней весной на берёзке появился первый зелененький листочек, он был маленький. Но за лето он подрос. В летние дни он шелестел на березке и радовался солнышку. Но подул холодный ветер, и наступила осень…».

Сказки детей

Листочек пожелтел. Однажды к березке подлетел ветерок, и он сорвал листочек с ветки. Он закружил его в танце. А потом желтый листок упал на землю, его укрыл белый пушистый снег. Под снегом он проспал всю зиму. А ранней весной зелененький липкий листочек снова появился на веточке березки.

Стало холодно. Листья с дерева все опали. Остался только один наш листочек. Там он провисел всю осень. Наступила зима. Листочку было очень трудно. Дули холодные северные ветра, с неба сыпался снег большими хлопьями. Сестрички-снежинки пели ему песни, наш листочек заснул. А в марте он проснулся и рассказал мне свою историю.

 

2.4. Работа над загадками

Загадка – это художественная миниатюра. В ней даётся образ предмета, созданный на основе сопоставлений его с другими предметами. Основной художественный прием, который используется в загадке – это сравнение.

Главный смысл работы над загадкой не в отгадке, а в том, чтобы отгадку «приладить» к загадке, доказать, что она верна. «Прилаживание» отгадки к загадке имеет большой смысл, так как это учит ребят находить сходство предметов. Загадка оставляет в сознании ребёнка образ предмета. Поэтому к работе над загадкой обращаюсь на уроках литературного чтения как можно чаще. Место этой работы может быть может быть различным, например, между чтением разных рассказов, после проверки домашнего задания, в конце урока или в самом начале его. Если работаем над одной загадкой, то пишу ее на доске. Это упрощает организацию урока, так как учащимся не надо искать загадку в учебнике. В том случае, когда работа ведется над группой загадок, то их мы читаем по учебнику. Приведу пример работы над загадкой на уроке литературного чтения.

На доске пишу загадку:      Белое поле, черное семя

                                             Кто его сеет, тот разумеет.

Два-три учащихся читают ее.

Учитель: Что это такое?

Ученик:  Это письмо.

Это буквы. Это тетрадка.

Учитель выслушивает ответы, но не утверждает ни одного из них.

Учитель: А как ты догадался?

Ученик: Здесь сказано «белое поле». Это похоже на тетрадный лист.

Учитель: Подходит. Тетрадь или бумага, на которой мы пишем, белая.

А черное семя?

Ученик: Это буквы или цифры. То, что пишем мы.

Учитель: Почему они так называются – «семя»?

Ученик: Потому что буквы и цифры похожи на семечки – небольшие и темные. Как зернышки.

Учитель: «Кто сеет, тот разумеет». Подходит это к письму?

Ученик: Подходит. Кто пишет, тот думает, знает, что пишет. Тот грамотный.

Иногда урок провожу в форме соревнования.

Я записываю на карточках загадки: две-три на одну тематику. Например, «Заставит плакать всех вокруг, хоть не драчун, а..», «Как надела сто рубах, захрустела на зубах», «За кудрявый хохолок лису из норки поволок».  Такие карточки раздаю детям по группам. Они начинают отгадывать загадки и выигрывает та группа, которая не только отгадает быстро все загадки, но и сможет объяснить, как им удалось отгадать их. Однажды я предложила учащимся своего класса на уроках литературного чтения работу над проектом «Сочини загадку сам!» Ребят это заинтересовало. Учащиеся были нацелены на сочинение загадок о тех вещах, которые окружали их в быту. Но оказалось, что сочинить не так-то просто. Ребята внимательно слушали ответы товарищей, дополняли, где это необходимо. Дети искренне радовались, когда «нескладные» загадки превращались в «складные».

Было: «Висят, как бубенчики, но не звенят, и от них разносится сильный аромат».

Стало: «Белые бубенчики висят, но не звенят, и от них разносится дивный аромат»

Примеры некоторых самостоятельно сочиненных загадок (допускалась помощь родителей)

Люда Ж. Только дождь полил из тучки,

                На асфальте вдруг грибочки появились ниоткуда

                 И помчались. Вот так чудо:

                 Белые, красные,  разные…(Зонты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выводы. Результативность и перспектива опыта

Таким образом, успех и результаты литературного чтения зависят от того, насколько правильно, бегло и выразительно читают дети. Если ученик плохо читает, он не справляется с объемным материалом. Он кандидат в неуспевающие ученики. А маленькому человеку нужен успех. Он рождает радость.

В данной работе я старалась обратить внимание на вопросы, которые касаются приобщению детей к искусству слова на уроках литературного чтения, без чего нельзя начинать работу во втором классе.

 В своей работе я старалась решить наиболее сложные вопросы организации деятельности учащихся начальных классов и учителя на уроках литературного чтения, направить ее на восприятие и понимание литературы как искусства. Если правильно планировать свою работу, то результаты будут положительными и в начальной школе, и в старших классах, так как беглое, осознанное, правильное и выразительное чтение – инструмент, без которого ребенку очень трудно учиться.

Описывая свой опыт работы, я показала только некоторые виды работ, какие я использую на своих уроках литературного чтения. Все они направлены на умственное и эмоциональное развитие моих учащихся. Дети знакомятся с литературой разных жанров, приобщаются к красоте художественного слова автора, учатся сопереживать героям, высказывать свое мнение о прочитанном.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Антонова, Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики – Ярославль: Академия развития, 1977.

2. Беленький, Г.И., Снежневская, М.А. Изучение теории литературы в средней школе/ Г.И. Беленький, М.А. Снежневская – М.: Просвещение, 1983.

3. Васильева, М.С., Оморокова М.И. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ М.С.Васильева, М.И. Оморокова – М.: Педагогика, 1977.

4. Васильева, М.С. Чтение в третьем классе. – М.: Просвещение, 1970.

5. Грушников, П.а. Работа над предложением и связной речью в начальных классах/ П.А.Грушников, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 1967.

6. Горбушина, А.А.Николаичева А.п. Выразительное чтение и рассказывание/ А.А. Горбушина, А.П. Николаичева. – М., Просвещение, 1985.

7.Зайцев, Н.А. Письмо, чтение. Счет. – Лань, 1997.

8.Романовская, З.И. О системе Занкова Л.В. Чтение – М.: Просвещение, 1991, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Урок литературного чтения

Тема: А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» 3 класс

 

Цель:

создавать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебницы - зимы;

вызывать у них чувство радости; показать те художественные средства, с помощью которых изображён приход зимы А.С.Пушкиным;

помогать учащимся понять, что любовь к русской зиме выражается в описании зимних картин, в изображении зимы как живого существа, которую поэт ласково называет «волшебница», «матушка»; пробудить любовь к русской природе

Оборудование: портрет А.С.Пушкина; куклы: слон, снегирь, собака, медведь, мальчик; репродукции с картин русских художников с изображением зимней природы; учебник.

Ход урока

1Проверка домашнего задания

  1. Жужжащее чтение (5 минут) Дети читают 5 минут свою домашнюю книгу.
  2.  Чтение по ролям сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима»
  3. Инсценировка  сказки с помощью кукол.
  4. Беседа по содержанию.

- Почему слон ответил, что не знает, какая бывает зима?

- Почему для снегиря зима голодная и трудная?

- Почему для собаки зима холодная и трудная?

- Объясните, почему для медведя зима коротка?

- Почему для мальчика зима веселая?

Учитель: А вы любите зиму? Почему?

  1. Рассказы детей на тему: «Почему мне нравится зима?»

Учащиеся рассказывают о том, что им особенно понравилось, запомнилось, произвело большее впечатление, что показалось красивым в зимней природе.

2 Подготовка к чтению стихотворения

  1. Рассказ учителя о своих впечатлениях от наступления зимы.

       Отметить что интересного, нового и прекрасного учитель заметил в природе, какое настроение, чувство пробудили в нем первые зимние дни или вечера.

  1. Рассматривание рисунков и репродукций с картин русских художников с изображением зимней природы.

Обратить внимание на то, что выделено в зимней природе, что выбрано для изображения, насколько это поэтично, красиво, какие краски, цвета преобладают и почему; какое впечатление и настроение создают эти картины у нас.

  1. Сообщение темы урока.
  2.  Информация об авторе.

            Сообщение об авторе делает один учащийся, заранее подготовленный.

            Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве. Его родители были обедневшие дворяне. Саша был старшим сыном. Он был непохожим на других детей. Его определили в закрытое учебное заведение – Царскосельский лицей. Свои стихи начал писать еще  на школьной скамье. Пушкин дружил с книгой с детства. Допоздна он засиживался в кабинете отца. Одну за другой прочитывал книги на русском и французском языках. Он заботился о своей домашней библиотеке. Все стены кабинета заставлены были полками с книгами. Кроме русских здесь стояли книги на 14 иностранных языках. И все эти книги читал Пушкин.

3 Чтение и работа над текстом произведения

  1. Первичное целостное восприятие произведения.

Учитель: Мы говорили о том, что зимняя природа не оставляет человека равнодушным к ней. Он всегда находит в природе что-то интересное, новое, красивое, стремится выразить свое отношение к ней окружающих. Самые светлые, самые радостные чувства пробуждает у нас природа, если мы научимся ее видеть, понимать и любить. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина , постарайтесь представить зиму-волшебницу, какой описывает ее великий поэт, постарайтесь понять, какое чувство вызывало у поэта наступление зимы, а также прислушайтесь к своим чувствам, к своему сердечку во время чтения.

  1. Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» учителем.
  2.  Повторное чтение стихотворения учащимися, если надо еще раз учителем.

а) про себя

б) друг другу

4. Нахождение ярких картин природы

Учитель: - Какой увидел зиму поэт?

- Только ли красивые зимние картины рисует поэт?

- Найдите в тексте слова, которые доказывают, что поэт описывает зиму как живое существо.

Ответы учащихся: - Это выражается в словах, которые показывают действия зимы: Идет, пришла, появилась.

- Поэт называет зиму «матушка», «волшебница».

- Он любит зиму.

- Он радуется наступлению зимы.

Учитель:  - Вы правильно понимаете поэта. Прочитаем стихотворение еще раз, и выясним, какие картины прихода зимы нарисовал поэт? Какие при этом использовал слова и выражения?

а) первая картина (чтение первой части); ответы детей.

Учитель: - Действительно, первая картина – мрачная, кругом собрались темные тучи, воет ветер, холодно. Эта картина предшествует приходу зимы.

б) следующая картина (чтение второй части)

Учитель: - Нарисуйте словами, представьте, что вы, дети, вместе с поэтом « подсматриваете»  у природы как приходит зима. Нарисуйте словами картины, которые видите вместе с ним. Какая картина (ответы детей) перед вами?

Учитель: - Да, следующая картина светлая, радостная: зима пришла, рассыпалась – кругом белеет свежий снег, деревья убраны в снежный наряд, клоки снега повисли на дубах, а поле, по холмам чистый снег искрится и лежит волнами. Не видно реки, на ней и на ее берегах лежит пушистый снег. Вся картина озарена солнечным светом. Поэт говорит: «Блеснул мороз».

в) заключительная часть – и рады мы проказам матушки зимы.

Учитель: -О каких проказах зимы может идти речь в стихотворении?

Ответы учащихся: - Проказами поэт называет все то, что сделал мороз.

- Зима все укутала снегом.

- Заковала реки льдом.

- Заморозила все кругом.

5. Выяснение настроения и чувства поэта, детей, русских людей.

Учитель: - Почему поэт воскликнул – «И рады мы».

 - Кто это мы?

Учитель: Да, действительно, этими словами поэт подтверждает следующую мысль: русские люди любят зимнюю природу. А любовь поэта Пушкина к русской зиме выражается в описании зимних картин достоверно и красочно, в изображении зимы как живого существа, которую поэт ласково называет «волшебница», «матушка».

 

6.Выразительное чтение стихотворения.

Учитель: - Поучимся выразительно читать стихотворение. Прочитать нужно так, чтобы отразить все восхищение и радость от картины зимы, ее наступление. Поэт как бы приветствует приход зимы. Тон не может быть заунывным. Тон торжественный: наступает значительное событие в природе – приход зимы, идет волшебница-зима.

а) чтение стихотворения учителем заунывно и монотонно.

Учитель: - что вы можете сказать о таком чтении?

б) образец выразительного чтения текста учителем.

в) работа над выразительным чтением учащимися.

Обратить внимание на ритм. Важны ритм стихотворения и стихотворные паузы в конце строки, а также смысловые и грамматические паузы внутри строки. Так, слова «дохнул, завыл» четко отделяются друг от друга, а перед тире делается значительная пауза, показывается результат наступления зимы. Выражение – «и вот сама идет волшебница-зима» читается особенно торжественно. На эту интонацию указывает выбор слова («волшебная», а не обычная). Здесь заканчивается вступительная часть стихотворения, поэтому следует смысловая пауза.

И далее после паузы рисуются картины зимы. Следует обратить внимание на чтение строки: «Пришла, рассыпалась клоками…» после слова «рассыпалась» нужна пауза, так как слово клоками относится к следующей строфе: «Клоками повисла на суках дубов». Возможную ошибку следует предупредить в чтении детей. Эта часть заканчивается слова: «Блеснул мороз».

Далее идёт заключительная часть стихотворения, которую необходимо отделить от предыдущей части паузой, так как в ней показывается, как эти картины зимней природы действуют на человека.»И рады мы проказам матушки зимы» - это предложение надо читать ускоренно, бодро, с подъемом, так как выражается радость от прихода зимы.

При работе над выразительным чтением учащимся необходимо показать цель чтения каждой смысловой части.

г) выяснение отношения детей к стихотворению

Учитель: - Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

д) словесное рисование картин по тексту стихотворения.

Учитель: - Постарайтесь, закрыв глаза представить волшебницу-зиму, и рассказать, какие картины зимней природы рисует перед вами ваше воображение по тексту стихотворения.

  1. Итог

Беседа

- Кто автор стихотворения, с каким мы познакомились на уроке?

- Как оно называется?

- Какое настроение у вас после знакомства с  этим произведением?

- Почему приход зимы у Пушкина вызывает радость?

- Почему стихи надо стараться читать выразительно?

8. Домашнее задание

Заучить стихотворение наизусть, прочитать его в семье и товарищам, попытаться сочинить стихотворение о зиме, если будет желание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Фрагмент урока: «С. Есенин «С добрым утром»

3 класс

Уяснение художественного смысла стихотворного произведения

Прежде чем читать стихотворение С. Есенина «С добрым утром» я выясняю у детей:

- Ребята, а вы видели как утром пробуждается природа? Цветы, деревья, насекомые, птицы.

- На траве и листочках деревьев видна роса.

- Из своих гнезд и домиков вылетают птицы.

- Насекомые вылетают в луга на поиски нектара.

- А сейчас послушайте стихотворение  С. Есенина . Как он изобразил природу утром. Какой он увидел природу? Какие чувства охватили поэта?

Учитель читает стихотворение медленно. Затем перечитывает его еще раз.

Ответы учеников: - Поэта охватил восторг. Он увидел красивую природу.

Учитель: - Только ли красивую? Вчитайтесь, что поэт видит?

Ученики вчитываются в строки стихотворения. И отвечают на вопрос учителя. Одним из ответов будет: -Поэт изобразил живую природу.

Этот момент должен быть замечен учителем, и следующие слова педагога обращает детей опять к тексту.

Учитель:- Великолепное открытие! Найдите в тексте, где природа изображена как живая.

Ученики: - «Улыбнулись сонные березки». «Растрепали шелковые косы, шелестят зеленые сережки и горят серебряные росы».  «Задремали звезды золотые».

Учитель: - Вот сколько интересного вы открыли. У Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. «Улыбнулись» березки, крапива «шепчет». Прием в  литературе, когда природа изображается как живая, называется олицетворением. Поэт олицетворяет, одухотворяет природу. Что вы видите за этим олицетворением?

Учащиеся: - Есенин передал красоту природы утром. У него много ярких красок. У него получилось яркое стихотворение.

Учитель: - У всех поэтов красочные стихотворения. Надо доказать. А чем красочность есенинского утра отличается, например, от красочных картин осени у Пушкина? Подумайте. Прочитайте стихотворение еще раз, не спеша, вдумчиво.

Учащиеся: У Есенина нежные краски.

- Свет солнца «румянит сетку небосклона».

Учащиеся: - У него нежные краски.

Учитель: - Это фейерверк нежных, неярких красок. Это тайна поэзии Есенина. Где и в чем поэт видит нежность красок?

- На березках.

- На крапиве.

- И на небе.

Учитель: - Да, поэт изображает ту природу, которую мы видим каждый день. Видим, но не замечаем в ней красоты. А вот Есенин в ней увидел красоту, которая поражает нас. И пишет он о природе необычно- нежно, любуясь, удивляясь ей. А еще, дети, вы верно сказали, что природа у Есенина живет, дышит, он ее олицетворяет. Это тоже тайна поэзии Есенина. Но какой момент он уловил в природе и изобразил его?

Ученики:- Он изобразил момент, когда природа только просыпается.

Учитель:- Где вы это видите?

Ученики: -Березки просыпаются. Они еще сонные.

- Ночью зеркало затона было спокойным, а на рассвете- задрожало от легкого ветра.

-И крапива тоже от утреннего ветерка прогнулась.

Учитель: - а теперь подумайте и попробуйте объяснить название стихотворения

Ученики:- У Есенина хорошее настроение.

-Он говорит всем: «С добрым утром».

- Вся природа просыпается, говорит: «С добрым утром».

Учитель:- Действительно. Есенин- поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. А не припомните ли вы еще стихотворение Есенина, где он изображает красоту природы, близкой нам, но которую мы тоже открываем благодаря Есенину.

Ученики:- В стихотворении «Береза».

- Он изобразил сказочную красоту в обыкновенном предмете- природе.

-Береза- сказочно красива.

 

 

 

 

 

 

     

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разделы сайта