Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Тимошенко и.в.
Государственное учреждение образования
«Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза
Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА »
Тимошенко Ирина Валентиновна
учитель русского языка и литературы
8 (029) 768-30-88
е – mail: machuleshe @ minsk.edu. by
Содержание
|
Актуальность опыта по формированию грамотного письма школьников.
|
3
|
|
Описание технологии опыта.
|
5
|
2.1
|
Роль развития орфографической зоркости в формировании навыков грамотного письма.
|
5
|
2.2
|
Учёт психофизиологических особенностей познавательных процессов детей среднего школьного возраста.
|
6
|
2.3
|
Исследование видов орфографических ошибок и их количества в письменных работах моего класса.
|
8
|
2.4
|
Система работы над правописанием безударной гласной в корне слова.
|
9
|
2.5
|
Система работы над изучением правописания словарных слов.
|
12
|
2.6
|
Формирование письма под диктовку.
|
13
|
2.7
|
Последовательность выполнения работы над ошибками.
|
14
|
2.8
|
Использование новых технологий и активных форм и методов обучения.
|
15
|
|
Выводы. Результативность и перспектива опыта.
|
17
|
|
Список литературы
|
18
|
|
Приложения
|
|
- Актуальность опыта по формированию грамотного письма учащихся
Одним из значимых разделов курса русского языка в школе, на мой взгляд, является орфография. Среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается орфография с 1-9 классы, в 10-11 классах – повторяется, обобщается. К сожалению, материал по орфографии не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а подаётся вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию.
Орфография в школе связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, морфологии, синтаксису, лексике. Усвоение орфографических умений вызывает у учащихся значительные трудности, так как русская орфография объективно является сложной для усвоения и практического овладения данной частью языка. Весьма многочисленны её правила, огромно число исключений из них. Кроме того, русское письмо сочетает несколько орфографических принципов: морфологический (как ведущий), фонетический и др. Решить проблему орфографической грамотности на протяжении многих лет пытаются лингвисты, методисты, психологи, преподаватели. Глубокие исследования по орфографии были проведены А.Н. Леонтьевым, Д.Н. Богоявленским, П.Я. Гальпериным и др. Из белорусских лингвистов можно назвать П.П. Шубу, Л.А. Мурину, И.В. Таяновскую, Е.Е. Долбик. Тем не менее, несмотря на достаточно глубокую методическую разработанность вопросов правописания, проблема усвоения учащимися правил орфографии по-прежнему остаётся актуальной.
Сейчас в нашей стране тестирование по русскому языку является основной формой государственного вступительного экзамена в ВУЗы. При использовании тестовой формы итогового контроля проверяется, в основном, как раз орфографическая и пунктуационная грамотность абитуриентов. Между тем, ни для кого не секрет, что грамотность выпускников школ за последние годы снизилась.
Опираясь на данные специалистов, результаты практики преподавания языка в школе, анализ письменных работ, результаты контрольных срезов своих учеников, я пришла к выводу о том, что нужно уделять больше внимания развитию орфографической зоркости учащихся.
Орфографическая зоркость – способность быстро находить в словах орфограммы, определять их вид. Она предполагает умение видеть орфограмму, правильно найти проверочное слово и грамотно написать его, а также умение видеть ошибки. Отсутствие орфографической зоркости не даёт возможности ученику грамотно выполнить задание, написать диктант, а значит, мешает успеху в учёбе, способствует формированию комплексов «неудачника». Слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников ребёнок, быстро теряет интерес к учению, его познавательная активность падает. В учении, как и в жизни, что умеем делать хорошо – то, и любим, чего не умеем – то и не любим. Поэтому считаю главной своей задачей сделать всё возможное, чтобы научить учиться и испытывать радость от результатов своего труда. Проблема формирования орфографической зоркости всегда была и будет актуальной. На протяжении всей моей работы в школе она волновала меня. И я решила изучить её более подробно, используя информационные, исследовательские, анализирующие методы и метод апробации. Возникла гипотеза: грамотная, продуманная и систематическая работа учителя по формированию орфографической зоркости обязательно должна привести к успешному грамотному письму учащихся. И я решила это проверить. Так появилась цель: обобщить и систематизировать знания, опыт многолетней работы по данной актуальной проблеме, проанализировать результативность своей деятельности и определить пути дальнейшей работы над проблемой. Отсюда вытекают и задачи:
- изучить проблему формирования орфографической зоркости, получив информацию из научно-педагогической литературы и опыта коллег;
- изучить психологические особенности учащихся среднего школьного возраста и определить причины трудностей грамотного письма;
- проанализировать письменные работы учащихся своих классов, выяснить на какие орфограммы допускается больше ошибок и почему;
- определить для себя систему коррекционной работы по формированию грамотного письма;
- представить разнообразные формы работы с учащимися, используемые в работе учителя при обучении орфографии в школе;
- обобщить полученные результаты, отметить положительные достижения.
2.Описание технологии опыта
2.1 Роль развития орфографической зоркости в формировании навыков грамотного письма
Для формирования орфографической грамотности необходима реализация определённых задач:
- знакомство учащихся с основными орфографическими понятиями;
- формирование орфографического умения (на основе этих понятий);
- обучение письму слов с непроверяемыми написаниями;
- формирование потребности и умение пользоваться орфографическими словарями.
Только комплексное их решение может обеспечить получение запланированного результата. Работу над орфографической грамотностью пятиклассников начинают с развития у учащихся орфографической зоркости. Учу ставить перед собой орфографическую задачу: выявлять в произнесённых словах элементы, которые не могут быть обозначены по слуху. Учу видеть орфограмму, определять её вид: проверяемая или нет, если да, то вспомнить правило; определить способ проверки орфограммы, составить алгоритм решения задачи, последовательно его выполнить, написать слово правильно и проверить.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза; выделения звуков и букв, морфем при чтении, при списывании, при написании диктантов, сочинений, изложений. Поэтому работу класса стараюсь организовать так, чтобы перечитывание написанного и тщательная самопроверка стали важной привычкой каждого ученика. Практикуется и взаимопроверка написанного, ведь чужие ошибки видны лучше.
В классе действуют ниже перечисленные законы.
Закон №1. Каждое слово записываю, проговариваю, написание проверяю.
Закон №2. Нахожу время просмотреть свою тетрадь, проанализировать допущенные ошибки, обдумать и запомнить их, чтобы впредь их не повторять.
Закон №3. Обязательно делать работу над ошибками, допущенными в контрольных работах, подробно анализируя слова.
2.2. Учёт психофизиологических особенностей познавательных процессов детей среднего школьного возраста
В работе я учитываю психофизиологические особенности познавательных процессов детей среднего школьного возраста. Каждый ребёнок индивидуален, оказывается, есть отличия в восприятии учебного материала у девочек и у мальчиков. Ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. [11, с.36] Наиболее грамотны равнополушарные обучающиеся. Левое полушарие у них берёт основную работу по переработке зрительной и слуховой информации моторного акта письма. Написав диктант, эти дети замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные дети делают ошибки при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, в гласных под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки. Интересен результат эксперимента. После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные дети после изучения правил иногда делают ошибок в 4 раза больше. Оказалось, что дети правополушарного типа обладают «врождённой грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Они воспринимают слово целиком, а левополушарные расчленяют целое на составные части. Когда они изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слово, слова на части (корень, приставка, суффикс). Чтобы действовать по правилу, надо вспомнить правило, выделить корень из ещё ненаписанного слова, сопоставить с тем корнем, который приведён в правиле. Левополушарным детям это хорошо удаётся, поэтому грамотность после изучения правила у них улучшается. Правополушарным стоит задуматься о правилах, ошибка неминуема. Этой группе нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по составу. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное понять смысл прочитанного, а самопроверок не любят. Восприятие мальчиков и девочек различается по своим физиологическим характеристикам. Мальчики могут найти нестандартный подход, девочки предпочитают однотипность, они более усидчивы. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга разнополых детей. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями, а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоции). Но мозг мальчиков более прогрессивен, имеет более экономичную функциональную систему. В работе использую дифференцированный подход, когда организую работу в парах, группах, когда подбираю индивидуальные задания, учитывая особенности каждого. Так, левополушарные и правополушарные дети, работая в паре, могут дополнять друг друга. В своей практике я допускаю, что для ребёнка является нормой не знать что-то, не уметь, ошибаться. Я стараюсь не разрушать основы «врождённой» грамотности, а искать причины неграмотности ребёнка, анализируя его ошибки. Для гармоничного развития необходимо научить его по-разному осмыслить учебный материал (логически, образно, интуитивно). Кто-то усвоит правило быстро, кому-то необходима схема, аналогия, кому-то надо пощупать напечатанное руками, несколько раз проговорить правило вслух. Орфографические ошибки в письменных работах могут быть следующие:
а) нарушение правил написания морфем:
-безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слов, гласные и согласные в приставках и суффиксах;
-безударные падежные окончания склоняемых частей речи, личных окончаний глаголов;
-о, ё после шипящих в корне слова;
- чередующиеся гласные а, о, е, и в корнях;
- одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных и причастий;
б) слитно-раздельные и дефисные написания;
в) неправильные переносы слов;
г) ошибки в непроверяемых словах;
д) ошибки, которые показывают на непонимание значения слов, сочетаний.
Причины:
-не знает правила;
-знает правило, но не умеет правильно использовать;
-не понимает смысла того, что пишет;
-неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи;
-не владеет способами самоконтроля.
Главная причина-отсутствие орфографической зоркости.
2.3. Исследование видов орфографических ошибок и их количества в письменных работах учащихся
Проанализировав контрольные работы учащихся 5 класса, я убедилась, что по количеству допущенных ошибок больше всего приходится на правописание безударных гласных в корне слова 42%, затем на правописание чередующихся гласных в корнях слов 21%, на правописание гласных о, ё после шипящих в корне слова 18%, правописание ь после шипящих 10,5%, меньше допущено ошибок на правописание букв з и с на конце приставок. Допускаются ошибки на правописание жи-ши, чн, чк, пропуски букв. (Приложение 1.).
2.4. Система работы над правописанием безударных гласных в корне слова
Почему допускается больше всего ошибок в словах на правописание безударных гласных? Впервые с данной орфограммой учащиеся встречаются в начальной школе. Возможно, такой высокий процент связан с тем, что в текстах диктантов такие слова встречаются часто. На протяжении многих лет мне приходилось анализировать усвоение данной орфограммы. Практика показывает, что ошибки могут быть различными по характеру. А основными причинами считаю следующие:
1. Неумение найти объект применения правила. Ученик недостаточно чётко овладел навыком постановки ударения, не может выделить безударную гласную в слове. Не владеет навыком морфологического анализа слова. Не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Ученик не видит безударную гласную.
2. Неумение практически пользоваться правилом. Ребёнок не может изменить слово так, чтобы корневая безударная гласная в нём стала под ударением. Иногда ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии (палатка соотносится со словом ползти, упал). Ошибки возникают и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова.
3. Недостаточно развиты грамматические умения и речевые навыки. Это умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово), умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.
Правило по определению является трудным для учащихся, потому что не даёт графический образец написания, а содержит указание на способ проверки, поэтому и требует тщательной работы над ним. В основе способа проверки лежит сравнение парнозвучащих форм, в одной из которых гласная под ударением, в другой - в безударном положении. Но ещё надо соотнести обозначение звука в безударном положении с ударным. Такая работа поможет не только уяснить сущность правила, но и определить последовательность действий в его применении. После знакомства с правилом делю его на структурные части:
- что проверять? (проверять надо только безударную гласную в корне слова, а не в других частях слова);
- как проверять? (либо однокоренным словом или изменённой формой того же слова);
- чем проверять? (ударением).
Затем составляется алгоритм или опорный конспект (Приложение 2).
Упражнения в практическом применении правила правописания предполагают:
- умение находить слова, написание которых регулируется данным правилом;
- умение оперировать правилом, то есть находить проверочные слова; - применять это правило в диктантах, в самостоятельных работах.
Использую следующие этапы работы над правилом:
1 этап. Провожу упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила. Эти упражнения формируют у учащихся орфографическую зоркость. Видеть «опасные» места и выделить следующие опознавательные признаки орфограммы:
- гласный находится в безударном положении;
- безударная гласная находится в корне слова.
Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения:
- направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова;
- на сопоставление произношения и написания ударной и безударной гласной;
- выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется правилом;
- графическое обозначение орфограммы.
Для эффективного проведения данного этапа необходимо повторить материал о звуках, ударении, однокоренных словах и составе слова, чтобы подготовить учащихся к восприятию правила. (Приложение 2)
2 этап. Упражнения в практическом применении правила правописания. Здесь необходимо усвоить, что в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением, проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.
Провожу упражнения, направленные на подбор проверочных слов. Это упражнения:
- сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне слова, безударными и чередующимися гласными в корне слова;
- выбор проверочного слова из двух однокоренных или из нескольких однокоренных слов или форм;
- подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак, действие предмета и форм этих слов;
- подбор нескольких проверочных слов;
- мини-тесты;
- добавление необходимой информации в алгоритм. ( Приложение 2)
3 этап. Упражнения в развитии речи. Здесь активизируется и обогащается словарь ребёнка. Провожу упражнения, связанные с уточнением значения слова с его словообразованием и словоизменением. Это упражнения:
- на словообразование, пополняющие словарный запас ребёнка, на умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов;
- связанные с работой над значением слова (прямое и переносное значение, многозначные слова, близкие и противоположные по значению) они формируют навык точного употребления слов;
- в составлении словосочетаний и предложений. ( Приложение 2)
2.5. Система работы над изучением правописания словарных слов
Большое внимание уделяю изучению словарных слов. Это трудная работа. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти после особых приёмов. Ученик, усвоивший словарное слово, правильно пишет и его производные слова (асфальт, асфальтировать и т. д).
Процесс усвоения написания словарных слов проходит в игре, с яркими эмоционально-разнообразными видами работ для активизации внимания. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, произношение и написание рассматриваю в единстве. (Приложение 4) Провожу следующие виды работ со словарными словами:
- постановка ударения;
- определение части речи;
- фонетический разбор слова;
- разбор слова по составу;
- подбор однокоренных слов;
- вставить пропущенные буквы;
- исправить ошибку или найти ошибку;
- отгадать загадку (это словарное слово);
- составить загадку с этим словом;
- составить словосочетание или предложение;
- узнать о происхождении словарного слова;
- подбор синонимов, антонимов;
- работа с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами, с отрывками из художественных произведений;
-выборочные, зрительные, буквенные диктанты;
-ребусы, шарады, кроссворды;
- игра «Четвёртый лишний»;
-игра «Да-Нет-ка);
-написание сочинений-миниатюр;
-сравнение со звучанием аналогичных слов в русском и белорусском языках.
Использую такие приёмы и методы, облегчающие запоминание трудных слов:
- языковой анализ (фонетический разбор, орфографическое комментирование);
- подбор однокоренных слов с непроверяемой орфограммой (позволит правильно писать и однокоренные слова);
- этимологический анализ слова (сведения о значении слова, происхождении).
2.6. Формирование навыков грамотного письма под диктовку
В своей работе использую различные виды диктантов: выборочный, предупредительный, комментированный, объяснительный, выборочно-объяснительный, контрольный, слуховой (соотносится звуковой и буквенный состав слов, словосочетаний), письмо с пропуском букв. Если ученик сомневается в правописании, он может пропустить букву, писать наугад нельзя. После анализа слова пропуски будут заполнены.
На уроках обобщения и в работе с «отстающими» использую комбинированный диктант. Часто на уроках провожу небольшой зрительный диктант, развивающий орфографическую зоркость, память и внимание. Текст перед глазами анализируется, читается учащимися, а затем убирается. Пишется по памяти. Затем проводится самопроверка написанного. Если ученик не запомнил текст, разрешаю посмотреть у соседа или спросить у учителя. Иногда подготовительную работу учащиеся делают дома. (Приложение 5.).
2.7. Последовательность выполнения работы над ошибками
В результате длительных упражнений формируется орфографический навык. Он опирается на фонетические, графические, словообразовательные, грамматические и орфографические знания и умения. Важным условием для его выработки является предупреждение и исправление орфографических ошибок. На уроках провожу систематическую работу по предупреждению ошибок. Это предупредительные диктанты, комментированное письмо, выборочные диктанты, письмо под диктовку с пропуском «сомнительных букв», орфографический разбор. Использую различные приёмы проверки: самопроверка (сверка написанного с образцом по книге или на доске), взаимопроверка, игра «Найди ошибку».
Я веду тетрадь, в которой для каждого ученика отведено место для записи распространенных ошибок каждого. Это помогает мне видеть пробелы в знаниях и, предлагая индивидуальные задания, дифференцированно помогать, строить коллективную работу по коррекции недостаточно усвоенных знаний и отработанных навыков. Я с первых дней приучаю к самостоятельности в работе, показываю образцы работы по исправлению ошибок. Пользуюсь памяткой для работы над ошибками.
Работу над ошибками в контрольных заданиях провожу регулярно и только под моим руководством. Сначала работаем над типичными ошибками. Заранее выписываю на доске слова и предложения, в которых допустили ошибки. Группирую их по типам (по орфограммам). Выясняю, какие знания и умения не применили в данном случае и сделали ошибку, вспоминаем правило. Провожу коррекционную работу. К доске вызываю поочерёдно учащихся, допустивших ошибки. Они пишут и комментируют, ставят в слове ударение, графически обозначают орфограмму, определяют её вид. Затем называют правило правописания или сообщают, что орфограмму надо запомнить, она непроверяемая. Устанавливают, как надо писать слово, находят проверочное. Приводят свои примеры написания однокоренных слов.
Весь класс выполняет работу одновременно. Затем анализируются индивидуальные ошибки, которые не прорабатывались коллективно. По индивидуальным карточкам с заданиями работают те, кто в контрольной работе не допустил ошибок. Подробный анализ орфографических ошибок и основательная отработка слабо усвоенных орфограмм - работа, формирующая и развивающая орфографические навыки.
2.8. Использование новых технологий и активных форм и методов обучения
Активность невозможна без споров, дискуссий, решения проблем. Известно, что 90% информации запоминается после участия в реальном активном процессе и 20% - при пассивном слушании. Использую следующие методы познания: «Внимание, ошибка!», «Цепочка», «Без ошибок», «Знаю - сомневаюсь», «Верно - неверно», «Зоркий глаз», игры. (Приложение 6.).
Работу по формированию орфографической зоркости провожу не только на уроках русского языка, но продолжаю работу на поддерживающих и стимулирующих занятиях, факультативе, а также во время внеклассной работы: «Кладовая слов русского языка», «Орфографический марафон», олимпиады, проведение недели русского языка в школе, когда в течение всей недели учащиеся класса получают ежедневно задания по русскому языку и включаются в активный поиск решения, а также сами учатся задавать вопросы, готовить задания-испытания для остальных «Вопрос из шапки». (Приложение 7).
Использую приёмы современных технологий в работе.
Технология
|
Действия учителя
|
Действия
учащихся
|
Используемые
приемы
|
Результативность
|
Коллективного самообучения
(работа в парах сменного состава или группах)
|
1)Готовлю карточки с заданиями на одно и тоже правило.
2)Формирую группы (по 4 чел.)
3)Контролирую результат.
Использую на этапах закрепления и проверки усвоения знаний.
|
1) Соседи по парте диктуют друг другу предложение.
2) Взаимопро-верка (без образца)
|
1)Взаимные диктанты.
2)Дифференци-рованные задания различной степени сложности
|
1) Вырабатывает самостоятельность.
2) Учит планировать и организовывать свою работу.
3) Контролируют и оценивают.
4) Обучают друг друга.
5) Развивают коммуникативные срособгости.
|
Развивающего обучения
(коллективная, индивидуальная и групповая работа)
|
1) Создаю условия(ситуацию) для поиска.
2) Направляю (если необходимо) к решению ситуации.
Использую на этапе знакомства с новым материалом.
|
Ученик становится исследователем.
Сравнивает, сопоставляет, находит закономерность, делает выводы.
|
«Знаю – не знаю».
«Группировка»
|
1) Учит учиться.
2) Активно участвует в процессе познания.
3)Формирует общеучебные умения и навыки, действия самоконтроля и самооценки.
|
Проблемного обучения
(коллективная, групповая и работа в парах)
|
1) Создаю проблемную ситуацию.
Использую на этапе получения новых знаний.
|
1) Ищет пути решения проблемы.
2) Активно высказывает предположения.
3) Организует дополнительный поиск информации.
4) Делает вывод.
|
1)Предъявление противоречивых фактов.
2) Столкновение разных мнений.
3) Задание на ошибку.
4) Невыполнимое задание.
|
1)Активная деятельность.
2) Формирует навык поиска, исследования.
3) Воспитывает самостоятельность в приобретении новых знаний.
|
Критического мышления посредством чтения и письма
|
1) Готовлю карточки с вопросами по ещё незнакомой теме или тексту.
2) Отслеживаю результаты, координирую работу уч-ся, консультирую.
|
1) Читает вопросы и помечают:
«+» - знаю;
«-« - не знаю;
«?» -сомневаюсь.
2) Знакомится самостоятельно с учебным материалом,
3) Анализирует его, соотносит новый материал с ранее изученным, делает выводы.
|
1) «Знаю – не знаю».
2) Обмен знаниями.
3) Составление кластеров, синквейнов.
4) Творческие задания.
|
1) Самостоятельно участвует в процессе познания.
2) Актуализирует ранние полученные знания и умения.
3) Формирует навык поиска, анализа и обобщения.
4) Развивает навыки анализа критичности мышления.
|
Информацион-ные компью-терные техноло-гии
|
Использую презентации на этапе получения новых знаний.
|
1) Смотрит, читает, самостоятельно осмысливает учебный материал.
2) Делает выводы.
|
1) Составляет опорную схему, алгоритм действия по применению правила.
2) Составляет вопросы.
|
1) Повышает уровень активности и самостоятельности.
2) Стимулирует мотивацию и интерес к изучаемому материалу.
3) Способствует лучшему запоминанию правил правописания.
|
3. Выводы. Результативность и перспектива опыта
Таким образом, для совершенствования и развития грамотного письма необходимо:
1. Овладеть опорными знаниями и умениями:
а) знать орфографическое правило и умело его применять;
б) особое внимание уделить развитию способности видеть орфограмму;
в) изучить правописание словарных слов;
г) усвоить фонетический и морфологический состав слова.
2. Формировать навыки самоконтроля, самооценку, взаимооценку каждого выполненного задания.
3. Систематически выполнять анализ ошибок и работу над ними по образцу.
4. Использовать различные формы и методы работы:
а) различные формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах, группах, индивидуальная;
б) различные формы внеурочной работы: олимпиады, факультативы, предметные недели;
в) использовать элементы опережающего обучения.
Работа над данной проблемой, её исследование дало мне возможность значительно повысить орфографическую зоркость учащихся класса.
Значительно снизилось количество учащихся, допустивших ошибки на правописание безударной гласной в корне слова. Письмо учащихся 5-7 классов стало грамотнее. (Приложение 1)
Обобщив, сделала вывод, что для эффективной работы нужно:
1) Грамотно, последовательно работать над конкретной орфограммой, используя эффективные методы и приёмы. Делать это систематически.
2) Использовать разнообразные виды упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм.
3) Иметь индивидуальный подход к каждому ученику, формировать положительную мотивацию к учению и создавать ситуацию успеха.
4) Не разрушать основы «врождённой » грамотности. Надо искать причины неграмотности, анализируя ошибки.
5) Для развития надо научить учащегося по-разному осмыслить учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Считаю, что дальнейшее совершенствование данного опыта в своей практике в перспективе обязательно продолжится. Мне приходилось делиться своим опытом на школьных методических объединениях, давать открытые уроки.
Литература:
1. Алгазина, Н. Н. Роль упражнений в формировании орфографических навыков/ Н. Н. Алгазина// Формирование орфографических навыков.- М.: Просвещение, 1987.
2. Бабанский, Ю.К.. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М., 1977.
3. Богоявленский. Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 1966.
4. Гордеева, Е.В. Уроки практической орфографии. Репетитор / Е.В. Гордеева – М.: Владос, 2001.
5. Долбик Е.Е. Орфография и пунктуация. Как избежать ошибок / Е.Е. Долбик, Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович. – Минск.:
6. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии/П. С. Жедек. - Томск: Пеленг, 1992.
7. Жук, О. Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования / О.Л. Жук.- Минск: БГУ, 2002.
8. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения / Е. Л. Загурская.- Мозырь: Бел.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1998.
10. Лисовская, Е.А. Узелки на память, или мнемонические способы изучения орфографии / Е.А. Лисовская. – Минск: Бел.а. «Конкурс», 1998.
11. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии/ А. Л. Сиротюк.-М: Творческий центр, 2000- с. 36
12. Солодовникова, Э.В. Русский язык в таблицах и схемах / Э.В. Солодовникова. – Минск: Аверсев, 2007.
Приложение 1
5 класс. Контрольный диктант без грамматического задания
Писали работу
|
Без ошибок и исправ-лений
|
1 негру-бая ош., 1-2 исправ-ления
|
1 гру-бая ош.
|
2 ош.
|
3 ош.
|
4 ош.
|
5 ош.
|
6 ош.
|
7 ош.
|
8-10 ош.
|
19 чел. 100%
|
-
|
1 чел.
5,2%
|
1чел.
5,2%
|
2чел.
10,4%
|
4чел.
21%
|
3чел.
16%
|
3чел.
16%
|
2чел.
10,4%
|
1чел.
5,2%
|
2чел.
10,4%
|
Анализ контрольного диктанта показал, что основными ошибками являются следующие:
Основные ошибки:
|
Количество учащихся их допустивших
|
%
|
Правописание безударной гласной
|
8
|
42%
|
Правописание чередующихся гласных в коррях слов
|
4
|
21%
|
Правописание о, ё после шипящих в корне слова
|
3
|
18%
|
Правописание ь после шипящих
|
2
|
11%
|
Правописание букв з, с на конце приставок
|
1
|
5,5%
|
Правописание жи-ши,ча-ща, чк, чн
|
1
|
5,5%
|
Правописание безударной гласной является наиболее трудной орфограммой для учащихся 5 класса, поэтому необходима система работы над данной проблемой.
6 класс. Контрольный диктант без грамматического задания
Писа-ли работу
|
Без ошибок и исправ-лений
|
1 негру-бая ош., 1-2 исправ-ления
|
1 гру-бая ош.
|
2ош.
|
3 ош.
|
4 ош.
|
5 ош.
|
6 ош.
|
7 ош.
|
8-10 ош.
|
19 чел. 100%
|
1чел. 5,2%
|
-
|
1чел. 5,2%
|
2чел. 10,4%
|
4чел. 21%
|
4чел. 21%
|
4чел. 21%
|
1чел. 5,2%
|
1чел. 5,2%
|
1чел. 5,2%
|
Анализ контрольного диктанта показал, что основными ошибками являются следующие:
Основные ошибки:
|
Количество учащихся их допустивших
|
%
|
Правописание безударной гласной
|
5
|
26%
|
Правописание чередующихся гласных в коррях слов
|
2
|
11%
|
Правописание о, ё после шипящих в корне слова
|
2
|
11%
|
Правописание приставок пре-, при-
|
4
|
22%
|
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных
|
4
|
22%
|
Неправеряемые написания
|
3
|
5,5%
|
7 класс. Контрольный диктант без грамматического задания
Писа-ли работу
|
Без ошибок и исправ-лений
|
1 негру-бая ош., 1-2 исправ-ления
|
1 гру-бая ош.
|
2ош.
|
3 ош.
|
4 ош.
|
5 ош.
|
6 ош.
|
7 ош.
|
8-10 ош.
|
19 чел. 100%
|
1 чел.
5,2%
|
2чел.
10,4%
|
3чел.
16%
|
2чел.
10,4%
|
4чел.
21%
|
3чел.
16%
|
2чел.
10,4%
|
1чел.
5,2%
|
1чел.
5,2%
|
-
|
Основными ошибками являются следующие:
Основные ошибки:
|
Количество учащихся их допустивших
|
%
|
Правописание безударной гласной
|
3
|
15,5%
|
Правописание чередующихся гласных в коррях слов
|
2
|
11%
|
Правописание не с различными частями речи
|
4
|
22%
|
Правописание предлогов и союзов
|
4
|
22%
|
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий
|
6
|
33%
|
Непроверяемые написания
|
2
|
11%
|
Итак, мы можем наблюдать существенное снижение учащихся, допустивших ошибки на правописание безударных гласных в корне слова.
Считаю работу по формированию грамотного письма эффективной, но недостаточной. Поэтому работа над проблемой будет продолжена.
Приложение 2
Упражнения, которые использую на первом этапе изучения темы «Правописание безударной гласной в корне слова»
- Составление опорного конспекта:
Формы одного слова: один – много: трава – травы
много – один: шаги – шаг
Однокоренные слова: слово-предмет: трещит – треск
слово-признак: темнота – тёмный
слово-действие: ходьба - ходит
2. Выписать слова с пропущенными буквами, графически объяснить орфограммы.
1. Не хв..ли себя, есть умней тебя. 2. Ранняя птичка н..сок проч..щает, а поздняя – гл..за продирает. 3. Хвастать не к..сить, сп..на не заб..лит. 4. Тому т..жело, кто помнит зло. 5. Мир осв..щается солнцем, а человек знанием.
2. Из букв, записанных в беспорядке, соберите слова-написания лесных ягод и запишите их. Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, поставьте ударение.
аникезмля-земляника икансурб-брусника
вакюкл-клюква рниакче-черника
аналим-малина евижека-ежевика
3. Поставьте ударение, выпишите слова с ударной гласной в корне слова, затем в суффиксе, окончании.
Корень, медок, колесо, огонёк, кустик, голова, холод, колесо, дорогой, кораблик, голос, колосок, звонок.
4. Замени выражения одним словом с корнем вар-.
Мастер по приготовлению пищи-…….
Ложка для разливания супа-…….
Вода:
- работник водного транспорта;
-то, что содержит много воды;
-жук, который живёт в воде.
5. Спишите два столбика слов, поставьте ударение, выделите корень.
Лес - лесник
Корм - кормить
Чист - чистота
Пять - пятачок
Жалкий - жалеть
-В каком столбике слов гласная пишется так, как произносится, а в каком её надо проверять?
-Назовите в каждой паре однокоренных слов то, с помощью которого можно проверить безударную гласную в корне.
-Почему его можно назвать проверочным словом?
-Какие безударные гласные в корне надо проверять?
6. Спишите и подчеркните проверочные слова.
Ночевать, ночь, ноченька, ночной, ночёвка, заночевать.
Верх, вершина, верхний, наверху, верхушка.
7. Запишите проверочное слово, вставьте пропущенную гласную в корне слова:
Скрип, скрипучий - заскр..пел.
Пасти, пастбище - п..стух.
Стёклышко, стеклянный - ст..кло.
8. Записать под диктовку загадку и подобрать отгадку к ней. Подчеркнуть слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Устно подобрать проверочные слова.
1) Выгоняли рога на луга,
И рога вечерком прибрели с молоком. (Корова.)
2) Всю зиму на дворе лежал, весной куда-то убежал. (Снег.)
9. «Минутка на шутку».
1) Чтение стихотворения А. Шибаева «Грустные вести»
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
«Здесь чудный лук, и я лижу» -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
«Здесь - лиса, красивый длинный прут».
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить!
2) Чтение стихотворения И. Плаксиной «Словарный диктант» (распечатка на каждой парте). Почему совет Кольки Петрова оказался неудачным? Как и почему надо писать выделенные слова?
У Кольки Петрова завидный талант!
Он пишет отлично словарный диктант!
С грамматикой мне не везёт никогда,
Пишу, как и слышу, слова через «А»:
МАряк, мАстАвая, мАрковка, бАрец
МАтор, мАтАцикл, мАлАток, мАлАдец.
Мне Колька сказал: «Дурачок, вот ты кто!
Пусть слышится «А», ты пиши через «О»!»
И я улыбнулся и начал писать.
Не так уж и сложно отличником стать!
ПОлатка, пОнама,пОльто, продОвец,
ПОкет, пОутина…
ПИТЁРКА…Конец!
Упражнения в практическом применении правила правописания
(2 этап)
- Записать проверочные слова, вставить пропущенные буквы в проверяемых словах.
Звери, зверинец, зверский- зв..риный
Светлячок, светлый, светит, светает- св..тильник
2.Составьте словосочетания.
Летучая, летательный, лётный (аппарат, форма, погода, мышь).
3.Измените словосочетания, вставьте пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.
Шерстяное платье-платье из шерсти
Ст..льные рельсы-……
М..сной фарш-……
З..лотое кольцо-…….
4. Записать слова, противоположные по смыслу.
Конец-….
Кончить-…
Конечный-….
5. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, найдите и подчеркните проверочное слово.
Ночь в лесу давно ,только светит св..тлячок всем, кому темно. Травы в лугах косит к..са, в лесу дрова пилит п..ла.
6. Определить сколько безударных гласных в слове, в какой части слова они находятся. Проверить правописание безударных гласных в корне слова.
Побелить, закрепить, молодость, проходная, селёдочка.
7. К словам левого столбика подобрать однокоренные из правого. Обозначить корень, подчеркнуть чередующие согласные.
Место сторожить
Берега младенец
Стража безбрежный
Молодая помещение
8. Выпишите слова в два столбика: в первый - с безударным гласным, проверяемым ударением, во второй-с непроверяемым гласным.
Лесник, завод, рабочий, костюм, пшеница, лимон, смешной, моряк, затрещал, кормил, урожай.
9. К словам из скобок подбери однокоренные, которые отвечают на вопрос какой? Составь словосочетания по образцу.
Образец: ( соль) суп-солёный суп.
(Лес) орех-…..
(цвет) карандаш-….
(смех) случай-…..
(море) берег-….
10. Упражнение с элементами игры «Кто быстрее?». За определённое время подобрать как можно больше однокоренных слов (6 групп – 6 вариантов): 1 – ход, 2 – мир, 3 – цвет, 4 – свет, 5 – скрип, 6 –крепкий.
11. Найди и выпиши пары однокоренных слов. Сначала пиши проверочное слово, потом - проверяемое.
Трава, дом, земля, травушка, домашний, земли, сосны, гриб, сосновый, грибной.
12. Списать словосочетания. В словах с пропущенными буквами обозначить корень.
П..хать землю ,разд..ваться в вышине,продв..гаться вперёд, б..льшая туча, д..рогая вещь.
13. Добавить необходимую информацию в алгоритм (распечатан на каждую парту).
Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
- Прочитай слово, поставь ………..(ударение).
- Выдели………..(корень) и подчеркни……….(безударную гласную).
- Подбери……….(проверочное) слово так, чтобы гласный стал под ……...(под ударением).
14. Мини-тест.
№ 1. Пишется О в словах:
1) под..рить цветы;
2) вып..лоть сорняки;
3) пом..гать товарищу;
4) опл..тить проезд;
5) сокр..тить дробь.
№ 2. Пишется А в словах:
1) сокр..щение;
2) хол..д;
3) сост..влять;
4) пров..дник;
5) обог..тить.
№ 3. Орфографическая ошибка допущена в словах:
1) увидание;
2) символика;
3) освещение:
4) стихотворение;
5) повидение.
Упражнения по развитию речи, связанные с изучением правописания безударных гласных в корне (3 этап)
1.Составить и записать словосочетания со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по- разному.
….на скамейке ….в хоре
…от старости ….лекарство
2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Заменить повторяющее слово на подходящее по смыслу.
Лисёнок
Ранней в..сной дед принёс лисёнка. Он подарил его внучатам. Лисёнок с..дел в ящике и см..трел на детей испуганными блестящими глазками.
Лисёнку дали мяса и мол..ка. Лисёнок не ел. Веч..ром дед вынес лисёнка в сарай, а утром лисёнка в ящике не ок..залось. Ночью приходила мать и ув..ла лисёнка в лес.
3. «Четвёртое лишнее»:
Лепка, лепить, прилепить слепой.
Изба, избушка, избаловать, избёнка.
5. Письмо по памяти.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
6. Списать слова, обозначить корень; объяснить правописание безударных гласных.
Бережок, безбрежный, оповещать, повесть, вожатый, сопровождение, погашение, запрягать, оглавление, управлять, выползать, дрожать, запряжённый.
7. Объединить однокоренные слова. Обозначить корень и орфограмму, записать проверочное слово.
Удивительный, носить, выносить, носильщик, носовой, переносица, удивляться.
Приложение 3
Порядок орфографического разбора
1) Нахождение орфограммы.
2) Определение типа орфограммы (подведение её под соответствующее правило).
3) Воспроизведение правила на данную орфограмму.
4) Подбор проверочного слова для проверяемых орфограмм или установление того, что его надо запомнить.
При кратком орфографическом разборе называется орфограмма и проверочное слово.
Приложение 4
1. В рамочке на с.14 учебника выделены два слова (они же написаны на доске).
ОБАЯНИЕ, ОБОНЯНИЕ.
-Как вы видите, в словах есть орфограмма – гласная в безударной позиции. Значит, нам есть над чем поработать. Но сначала попробуем объяснить, что эти слова обозначают, и познакомимся с биографиями слов (проверяется индивидуальное домашнее задание: сообщение учащегося).
Лексическое значение
|
Биография слова
|
Обаяние– очарование.
Обоняние – способность воспринимать и различать запахи.
|
Обаяние – от древнегреческого «баять» (говорить). Первоначально: «околдовать словами». От «баять» - байка, краснобай, ьасня, баюшки.
Обоняние – от старославянского «об» + «воняти» (пахнуть) – от слова «воняя» (не «вонь»!) запах вообще. (Ср.: благовоние).
|
2. «Загадочный диктант»: записать отгадки, поставить в словах ударение.
1) На бахче у нас растет 3) Чтоб скорей в библиотеке
Как разрежешь – сок течёт. Отыскать ты книгу смог,
Свеж и сладок он на вкус, В ней бывает картотека,
называется……..(арбуз). Специальный ……..(каталог).
2) Это зелье ты не тронь: 4) Стою на крыше
Жжётся больно, как огонь, Всех труб выше. (Антенна.)
Неприметна, некрасива, 5) Опоясал каменный ремень
называется ………(крапива). Сотни городов и деревень.
(Шоссе.)
3. Игра-шарада «Составь слово».
1-я буква – глухая пара к з.
2-я буква – гласная, которая пишется в корне, если есть суффикс –а-.
3-я буква – так рычит зверь.
4-я буква – гласная, которая пишется в корне, если нет суффикса –а-.
5-я буква – с неё начинается «ночь».
6-я буква – ничего не значит, только смягчает. (Сирень.)
Приложение 5
Выбор вида диктанта обусловлен этапом над формированием орфографического навыка и целью урока.
Этап работы над орфограммой Вид диктанта
Опознавание орфограммы Выборочный диктант
на уровне знакомства с нею
Устное объяснение орфограммы Предупредительный диктант
до записи текста
Объяснение орфограммы в Комментированный диктант
процессе письма
Объяснение орфограммы Объяснительный диктант
после записи текста
Включение орфограммы в Выборочно-объяснительный
новые связи диктант
Возвращение на более высоком Диктант «Проверяю себя »
уровне к этапу осознания
орфограммы
Объединение усвоенных Контрольный диктант
частных действий в одну
сложную деятельность в
условиях полной самостоятельности
учащихся
Приложение 6
Использование активных форм и методов обучения
Методы учебного познания создают познавательную мотивацию, стремление к поиску, сотрудничеству в решении проблем.
Внимание: ошибка!
Цель метода: развивать внимание, умение видеть ошибкоопасные места, закреплять изученный материал.
Форма работы: парная или групповая.
Оборудование: карточки для подготовки заданий на коррекцию для каждой группы.
Учащиеся в парах, группах готовят задание на коррекцию для товарищей. Ошибки можно допускать только на те орфограммы, которые дети сами могут объяснить. Я могу только ограничить количество допускаемых ошибок. После подготовки задания ребята меняются карточками и приступают к исправлению всех ошибок, объясняя их возникновение.
Цепочка
Цели: развивать коммуникативность, умение сотрудничать, закреплять полученные знания.
Форма роботы: коллективная, групповая
Оборудование: карточки с написанными по частям правила.
Детям необходимо собрать каждое правило из частей. Группы придумывают несколько примеров на полученное правило. Организовывают презентацию.
Эту работу можно начать с индивидуальных заданий. Каждый получает карточку с заданием на определённое правило. Затем происходит объединение в несколько групп в зависимости от заданий на одно правило. в группе оговаривается формулировка правила, его схемы, таблицы. Организуется презентация.
Без ошибок
Цели метода: развивать коммуникативность, умение сотрудничать, закреплять знания, формировать умение видеть ошибкоопасные места.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: карточки с выполненными заданиями для коррекции.
Учащиеся получают карточки с выполненными заданиями по определённой теме. Им необходимо проверить правильность выполненного задания, исправить ошибки, если надо. Затем, объединяясь в пары, меняются карточками и ещё раз проверяют работу. Пары объединяются в четвёрки, меняются карточками и проверяют их. Обсуждают исправленные ошибки, готовят презентацию.
Знаю-сомневаюсь
Цель метода: закреплять полученные знания, учить анализировать, сотрудничать, осуществлять дифференцированный подход к учащимся, развивать прогностическую самооценку.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: карточки с заданиями разной сложности на изученные правила.
Каждый ученик получает набор карточек с заданиями, которые надо разложить в две стопки:1-хорошо знаю, как их выполнять, 2-сомневаюсь. Затем ребята объединяются в три группы. Первая группа состоит из детей, хорошо знающих, как выполнять задания. Во вторую группу -сомневающиеся в выполнении некоторых заданий, а в третью – те, которые сомневаются в выполнении всех заданий. Первая и вторая группы выполняют задания, обсуждая их. Третья группа получает карточки-подсказки, решают задания, обсуждая решение.
Верно-неверно
Цели: учить анализировать, сотрудничать, закреплять полученные знания.
Форма работы : парная, групповая.
Оборудование: наборы карточек с выполненными заданиями на изученные правила с верными и неверными вариантами
Каждая пара получает набор карточек с выполненными заданиями. Карточки распределяются в две группы: верные записи и неверные. Учащиеся объединяются в две группы: в первую собираются те, которые считают ,что у них только верные записи, в другую-неверные. В группах проверяется каждая карточка, анализируется, готовится презентация.
Зоркий глаз
Цели метода: развивать внимание, учить сотрудничать, закреплять полученные знания.
Форма работы: групповая.
Оборудование: тексты по числу групп.
Ребятам предлагается текст, из которого необходимо:
- выписать все слова, в которых есть заданная орфограмма;
- выписать все слова на определённую орфограмму.
- подчеркнуть слова с определённой орфограммой.
Приложение 7
Брейн-ринг по орфогрфии для учащихся 5 класса
Разработала Тимошенко И.В.
Оборудование: кружочки (за правильный ответ), карточки с высказываниями писателей о русском языке «чёрный ящик», раздаточный материал.
Учитель читает слова М. Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском саду и наедине,
В покое сладки и в труде.
Учитель знакомит команды с составом жюри.
Команды – на сцену(разыгрывать, кто первым начнёт игру).
Представление команд:
- название;
- девиз;
- приветствие.
Учитель: «Орфография – (греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил. Известный отечественный языковед Щерба говорил: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо».
- А какие высказывания о русском языке вы знаете? (команды поочерёдно, до тех пор, пока будут варианты ответов, приводят крылатые фразы о русском языке):
* «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г. Белинский.).
* «Дивишься драгоценности нашего языка: что звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н.В. Гоголь.)
* «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…». (И.С. Тургенев).
* «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». (М. Горький.).
* «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (К. Паустовский.).
Учитель начинает игру, призывая команды к действию: «SOS! SOS! SOS! Тревожные события! На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе бессмыслицу. Почернели городские улицы. Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два сокровища – речь и мысль – жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец подорвался на мине прилежания, сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Победа!»
- А как вы будите бороться с безграмотностью? Наверное, выучите правила. Как вы их знаете, сейчас увидим.
Конкурс капитанов.
- Какие буквосочетания пишутся без Ь?
Помните: Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.
Капитаны приводят свои примеры и проговаривают правило написания буквосочетаний чт, нч, нщ, чк, чн, рщ. См. учебник с. 115 (играют, пока не собьются.
Прочный, срочный, нянчить, клянчить, кочка, дочка, ночка, свечка, печка, наборщик, сварщик, мощный, корчиться, морщиться, искл. Маньжурский.
- Скажите, какую букву надо писать в корне слова после шипящих?
(в корне слова после шипящих пишется Ё, если в родственных словах – Е).
Я читаю текст, а вы должны выписать слова на это правило:
Надув щёки и поправив чёлку, чёрт в чёрных дешёвых чёботах чётко, до боли в печёнке отбивал чечётку. За что был награждён кошёлкой, в которой лежали банки с тушёнкой и сгущёнкой, перевязанные бечёвкой. Проверка слов.).
- Но есть слова, в которых после шипящих пишется О, их надо заучить, поможет нам в этом «Сказка об О, или Пикник на ранчо».
Прочитайте текст, выпишите в тетрадь слова, в которых в корне после шипящих пишется О. Их не так уж много. (Раздать тексты).
По речонке на джонке плыли жонглёр-пижон, жокей-жох, шорник-шовинист. По шоссе, мимо чащоб и трущоб, мчался шофёр по кличке Джоуль. Вёз он мажордома и шоумена Жору – известного обжору.
Все собрались на ранчо чопорных шотландских княжон. После дороги напал жор. Ели всё: шоколад, анчоусы, артишок, крыжовник. Чокались крюшоном и боржоми. Даже шорник забыл об изжоге и ожоге, полученном во время поджога конюшни. Настроение у гостей было мажорное.
- Объясните значение слов (См. учебник, с. 126, п. 36.).
-О каком правиле идёт речь?
Раздать карточки с заданием: вставить Ы или И в текст:
Цапля ходит по болоту,
Ц..рк откроется в субботу,
Вот приехали борц.. .
В цех явились на работу
Молодые кузнец.. . (Л. Дьяконов.).
- Когда после Ц пишем И?
- Когда после Ц пишем Ы? См. учебник, п. 47, с. 155).
Фраза для запоминания:
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
Жюри называет капитана победителя ( по количеству набранных кружков).
Орфографическая разминка (команды отвечают поочерёдно) –п. 45, с. 147-152.
- Когда надо писать корень –лаг-/-лож-? (Примеры.).
- Когда надо писать корень –раст-/-ращ-? (Примеры.).
- Когда надо писать корень –рос-? (Примеры.).
- Когда надо писать корень –гор-/-гар-? (Примеры.).
- Когда надо писать корень –зор-/-зар-? (Примеры.).
- Когда надо писать корень –мак-/-мок-? (Примеры.).
Запишите в таблицу слова с пропущенными буквами, написание которых зависит от:
Конечной гласной корня
|
Наличия после корня суффикса А
|
Места ударения
|
Значения
корня
|
Уг..рел, соб..рал, р..стительный, предпол..жил, заг..релый, пол..гал, прик..снулся, зап..рал, предл..гал, заж..гал, пром..кательная, оз..рил, ср..внил, выр..сший, изл..жение, расст..лил, накл..нение, выр..внять, выр..стить, Р..стислав, к..сательная, пол..жение.
Игра «Кто больше назовёт слов с удвоенной согласной?»
(аппарат, ассортимент, балл, бассейн, территория, шоссе, трасса, оккупант, колонна, гиппопотам, грамм, грамматика, муссон, нетто, перрон, сумма, стеллаж, теннис и т. д.).
- Как проверить безударную гласную в корне? (См. п. 35, с. 121)
(Подбор однокоренных слов – солить-соль, изменение формы слова – окно-окна).
- Вспомнить правописание О-Ё-Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании имён существительных. Объяснить написание слов:
А) Дружок, жучок, петушок, замочек, человечек, шапчонка, кулачок, подушечка, орешек, лужок, кружок, медвежонок, точечка, мышонок, сучок, горошек, червячок, кусочек, пирожок.
Б) Тучей - парчой, кожей – межой, кашей – лапшой, рощей – пращой, курицей – овцой. (См. п. 39, с. 133).
- Как проверить непроизносимую согласную?
( Изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стояла гласная или Л, М, Н, Р, В, Й (ужасен). См. п. 40, с. 138.
Записать слова, вставить пропущенные буквы и объяснить написание:
Гиган..ский, громоз..кий, захолус..ный, неумес..ный, пас..бище, радос..ный, счас..ливый, грус..ный, доблес..ный, кос..ный, сума..шедший, влас..ный, сверс..ник, ярос..ный.
Не ищите непроизносимые согласные там, где их нет и быть не может.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно.
Букву Т писать напрасно!
- В каких словах нет буквы «Т»?
Запомните и эти слова:
Волна плеснула, блесна блеснула (хотя блеск и плеск); у поручика несносный почерк, чудесные ресницы, выйти и прийти, грейпфрут (не от слова фрукт).
- Когда пишем приставки на –З, а когда приставки на –С, что влияет на конечный согласный приставки?
(Перед звонкими – З, перед глухими – С). (п. 42, с. 141). Примеры.
Помни! «Стёпка Фец, хочешь щец?»
- Почему фраза волшебная?
Напиши Ы или И: раз..скать, без..дейный, с..грать, сверх..нициативный, без..сходный, пред..дущий, под..тожить, сверх..нтересный.
-Что происходит с начальной корневой гласной, если приставка заканчивается на согласный? (п. 43, с. 144)
Итак, после приставок сверх-, меж- и в сложных словах после двух-, трёх-, четырёх- пишется И: сверхизысканный, межинститутский, трёхигольный. Если приставка оканчивается на согласный, то после неё в корне пишется Ы.
Запомните такой пример:
Предыюльской жарой он сыграл роль в спектакле «Предыстория безысходности», великолепно сымпровизировал, несмотря на предынфарктное состояние.
- В каких словах приставка оканчивается на согласный? Объясните написание.
- Какую работу выполняют буквы Ь и Ъ? Расскажите.
Выпишите из стихотворения слова с разделительным Ъ:
Все вокруг объяты страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
Придумайте свои предложения с выписанными словами.
Игра с залом. Загадки.
- Во сыром бору стоит старичок, красненький колпачок. (Гриб.).
- Круглый, как мяч, с виду зелёный, в середине красный, на вкус сладкий. (Арбуз.).
- Белый тулупчик сшит без единого рубчика. (Яйцо.).
- Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.).
«Чёрный ящик. Угадай, что в нём:
Предмет 1.
Не похож на человека,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт. (карандаш)
Предмет 2.
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, кнопки,
Что угодно для души. (пенал)
Предмет 3.
То в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка! (тетрадь)
Предмет 4.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (книга)
Предмет 5.
Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (ластик)
Предмет 6.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота! (цветные карандаши)
Учитель: Спасибо командам за игру. Помните, что завещал М.В. Ломоносов, жюри подсчитывает кружочки, подводит итоги и вручает призы.
Удачи в усвоении орфографии!