Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
- постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
- включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами.
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Методы и средства обучения
базируются на основныхположениях концепции развивающего обучения:
- Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
- На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
- Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
- Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Примерная схема-план
индивидуального образовательного маршрута учащегося
ФИО учащегося. Класс Предмет
- № задания
- Тема
- Что прочитать
- Какие понятия необходимо выучить
- Какие задачи нужно решить.
- Результат выполнения задания