Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Обобщение опыта работы, учителя начальных классов Мелёхиной Л.В.

Государственное учреждение образования

«Мачулищанская средняя школа имени Героев Советского Союза

Вдовенко И.Т. и Гомоненко Н.В.»

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМАМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

Мелёхина Лариса  Валерьевна,

учитель начальных классов

8 (029) 710-91-07

е – mail: machuleshe  @ minsk.edu. by

 

  

Содержание

1

Информационный блок

 

3

1.1.

Актуальность опыта по обучению младших школьников

приёмам  проектно-исследовательской деятельности

 

4

2

Описание технологии опыта

 

4

2.1.

Внеурочная  проектно-исследовательская деятельность

 

4

2.2.

Урочная проектно-исследовательская деятельность

 

8

3

Заключение

 

18

 

Приложения

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Информационный блок

1.1.             Актуальность опыта по обучению младших школьников приёмам проектно-исследовательской деятельности

В настоящее время популярным является вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускники современной школы должны обладать практико-ориентированными знаниями,необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа остаётся в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Возникла гипотеза: младший школьный возраст - благоприятный период для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность и обучение приёмам проектно-исследовательской деятельности необходимо начинать с младшего школьного  возраста.  Я  решила проверить это. Так появилась цель: обобщить и систематизировать  знания, опыт  многолетней работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через  совершенствование исследовательских способностей и навыков.Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника  сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Служу образованию детей более 20 лет.Таким образом, поиск собственного стиля педагогической деятельности для решения этой задачи базировался на идее модернизации образования и учёте возрастных особенностей младших школьников. Данная тема (проектно-исследовательская деятельность младших школьников) мне очень близка. Обдумывая её, ставлю перед собой следующие задачи:

  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся проектно- исследовательской деятельности;
  • апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности
  • обобщить полученные результаты, отметить положительные достижения и составить памятки по работе с  орфографическими ошибками.

 

2Описание технологии опыта

2.1. Внеурочная исследовательская деятельность

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня – увлечь и «заразить»  детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь я не просто передаю определенный объем новой информации, а формирую развивающую среду.

Любая исследовательская работа(проект) состоит из нескольких этапов: выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод,фиксируем результаты. И обязательно делимся своими находками.

Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, проводят эксперименты в домашних условиях, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка, родителей и учителя.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. С 1 по3класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу,это приучает детей работать в коллективе,ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.Я лишьмогу «подтолкнуть»  их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить от меня  совет, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой,газетой, журналом, что в наше время очень важно,потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам,но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером,Интернет заменяет друзей, улицу, реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Илья, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о…(тема), посмотри в Интернете и т.д. Ребенок,чувствуя свою значимость, старается помочь мне и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем,попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ я продумываю заранее, а дети должны получить положительный результат.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы мне необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащегося.Ястараюсь чутко руководить исследовательской деятельностью своих учеников.Проведя анкетирование в своем классе, я узнала,что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях мне легко строить работу,если я смогу  правильно преподнести детям цель и задачи исследования и простимулирую (пока на словах) положительный результат.

Принимать активное участие в конкурсе исследовательских работ мы начали с 2010 года.Первая работа была коллективной. Своих второклассников я смогла заинтересовать краеведением. Работа  называлась -  «Христианская летопись глазами детей.Прошлое,настоящее, будущее г. п. Мачулищи».Представляли эту работу ученики 2 «Б» класса: Иванов Н., Мусиенко В.. Мокин Е.  Помогал оформлять работу ученик 10 класса  - Сидлецкий О. Данная работа на школьной конференции заняла 1 место. В 2011 эта  работа  была отправлена на республиканский конкурс « Православные святыни белорусского народа», где заняла 3 место. Ребятам были вручены памятные подарки.

В 2011 году  мы с ребятами много путешествовали, наблюдали, знакомились с интересными людьми. Так появилась коллективная работа «Православное  краеведение».На научно-практической конференции в школе она заняла  1 место. Защищали её  - Иванов Н.,МусиенкоВ.,Носков Д., Савощик П.

В 2011 году на районный конкурс была отправлена работа -  «Место и роль цифр, чисел в нашей жизни».Работа заняла 3 место. Представлял её учащийся 3 класса  - Малыщик А.

В 2012 году ребята 4 «Б» класса Малыщик А., Иванов Н., Богданов О. защищали коллективную работу – «Вымысел и реальность в былинах об Илье Муромце».Над данной работой трудился весь класс, каждый внёс свою лепту.Работа получилась замечательная! Её по достоинству оценили на районной научно – практической конференции « Я  - юный исследователь», где она  получила  2 место.

В 2014 году второклассник Лазута Д. выступил со своим исследованием «Размышления о поездах» на школьной научно – практической конференции, где занял 2 место.

Активное участие принимает уже два года подряд   в научно – практических конференциях ученица  нашего класса Шайкина В. В  роли научного  руководителя выступает учитель географии и биологии - Шайкина Т.В.

В классеоформлен стенд, где выставлены все наши исследовательские работы ,проекты. Сколько нового, интересного узнали ребята в процессе исследовательской деятельности! Я уверена, что все эти   знания, умения, навыки мои ученики возьмут с собой во взрослую жизнь!

 

2.2. Урочная проектно-исследовательская деятельность младших классов

Исследовательской работой можно заниматься и на уроках.

Само слово «исследование» можно трактовать так: извлечь нечто «из следа». То есть, опираясь на какие-то знания, имеющиеся в своем арсенале, путем наблюдения, эксперимента получить новые сведения.

На уроках русского языка можно и нужно заниматься проектно- исследовательской деятельностью.

Например, на одном из  уроков русского языка, я знакомлю ребят с секретами чтения ребусов, затем дети разгадывают ребусы, которые я предлагаю. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем ставлю перед учащимися проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

Есть в 4 классе тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения». Дети наблюдают за окончаниями существительных. Есть окончания – безударные, а есть ударные. Склоняем слово «стена».Приходим к выводу, что во всех падежах, кроме винительного, у данного слова окончания ударные. Ставлю проблемный вопрос: как слово «стена» может нам помочь грамотно писать безударные падежные окончания существительных 1 склонения? В классе всегда находятся сообразительные ученики, которые подскажут, что данное слово (стена) необходимо подставить в предложение вместо слова с безударным окончанием. Затем проследить, какая буква будет в окончании слова «стена», такая же пишется и в безударном окончании существительного 1 склонения.

Девочка бежала по тропинке  (по стене)

Можно продолжить исследование. А может ли быть слово «земля» проверочным? Наблюдаем. Склоняем. Приходим к выводу, что  и это слово может быть «палочкой-выручалочкой», так как у него окончания – ударные, и оно является существительным 1 склонения.

Для организации исследовательской деятельности необходимо развивать у детей умение классифицировать, структурировать полученный в ходе исследования материал. Мне очень нравиться использовать на своих уроках кластер.

Кластер – (англ. - скопление) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

Кластер можно рассматривать как подмножество результатов поиска, связанных единством темы. В информатике кластер – это группа объектов с общими признаками.

На уроках русского языка мы составляем с детьми кластеры по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Лексическое значение слова», «Правописание и-ы после ц», «ь знак на конце слов после шипящих», «Приставка», «Суффикс», «Окончание», «Словари».

Цыпленок прыгнул на циновку

И там на цыпочки привстал.

А мимо шел цыган на танцы.

- Цып-цып, цыпленка  он позвал.

               В. Волина

 

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

                В. Волина

Если в предложении есть перечисления,

Непременно запятую ставь без промедления!

Не забудь ты её перед  «а» и перед « но»!

               Л. Мелёхина

Шел Егор через бор, он

запомнил корень -  гор.

Е. Вишневская

(ученица 6 класса)

Кластером удобно пользоваться. Составляя его на уроке, ребята видят, что они знают по данной теме, на какие вопросы им предстоит найти ответы. Материал четко структурирован. Не надо запоминать длинные правила, «зазубривать» их. Если ребенок сам составил такую таблицу, постепенно её заполняет путем поиска ответов на свои вопросы, каждый урок видит её, то такие знания прочно войдут в его арсенал.

Мне нравится в своей практике использовать лингвистические стихи. Предлагаю детям выбор: длинное правило или короткая рифмовка. Ребята всегда склоняются к рифмовкам. Стараюсь всегда говорить «о сложном просто». Использую рифмовки В. Волиной, других авторов, сочиняю сама, предлагаю детям творческие задания – сочинить лингвистическую сказку, стихотворение.

На уроках литературы прибегаю к таким приёмам:

- сравнительный анализ жанровых особенностей

(научно-познавательная статья «Слон» и рассказ Б. Житкова « Как слон спас хозяина от тигра»)

- исследование объекта (например, главного героя). Составление его характеристики. Можно использовать карточки с наводящими вопросами и задействовать весь класс, разделив его на группы. Каждая группа получает задание. Далее идет обсуждение, группа выдвигает своего представителя, который делится со всем классом всем тем, что группа разузнала о главном герое.

- анкетирование одноклассников

- самостоятельный сбор фольклорного материала

- составление кластера (Темы:«Сказки», «Народные песни», «Устное народное творчество», «Способы характеристики героя» и др.)

- сочинение сказки по универсальной композиционной схеме

- корзина идей

- сочинение нетрадиционных жанров (Рекламный буклет)

- рассказ-предположение по ключевым словам

- верные и неверные утверждения

- перепутанные логические цепочки

Интересны, по моему мнению, такие формы внеклассного чтения, как «Мой любимый поэт», «Мой любимый сказочник».

Подробнее остановлюсь на подготовке к домашнему сочинению волшебной сказки.

Я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели – усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать своё произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов, сцен. Но главное, на основе данной сказки я планирую к концу урока привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, т.е. хочу им показать, как она «складывается». Действительно, «скоро сказка сказывается. Да не просто складывается!»

 При изучении предмета «Человек и мир» я использую такие методы, как моделирование, проведение экспериментов, наблюдение, что создает прекрасные условия для включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Занятия на основе учебного исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов: выдвижение проблемы, формулировка исследовательской задачи, гипотезы, выбор методов исследования, проверка гипотезы, конструирование нового знания, формулировка выводов (соотнесение достигнутых результатов с исследовательской задачей, выдвинутой гипотезой) из полученного знания.

Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки, которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время.

Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является метод наблюдения. На практике чаще всего этот метод подменяется рассказом учителя, беседой с учащимися.

Перед нами, учителями встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих учащихся?

Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается поставленная исследовательская задача.

От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных открытий.

Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников на тематической прогулке  -   формулировка проблемыи исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.

При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (листьям или плодам растений), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.

Приведу примеры.

Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»).

Учащимся (парам, группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы, крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят объект и называют его.

Что делать, если дети не знают названия того или иного растения?

Нужно ли подбирать для игры плоды только  хорошо знакомых растений?

В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно установить сходство плодов, обосновать выбор растения, а, чтобы узнать название, необходимо умение обратиться за помощью.   В данном случае это могут быть другие учащиеся, учитель или предложенные им источники. (Учебник, заготовленные заранее карточки с рисунками плодов и растений, записью их названий, журналы и т.д.)

После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов.

Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Я описываю картинку (соответственно наблюдаемому пейзажу), а учащиеся с помощью наблюдения окружающих объектов узнают, какие из них описаны мною. Например:

  • Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона).
  • Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью).

Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются так же загадки. Целесообразно использование загадок-описаний с ошибками.

Так, описывая березу, намеренно допускаем ошибки: мои знакомые учащиеся описали березу следующим образом: листья крупные (небольшие), округлые (по форме напоминают ромб), с зубчиками, плоды-орешки собраны в сережки. Согласны ли вы с таким описанием?

Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.

Нахождение отличий можно организовать в ходе игры «Кто больше?» (кто найдет больше отличий).

Достаточно результативна такая форма организации исследовательского обучения, которая в литературе носит название экспресс-исследование. Она предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь на прогулку после учебного дня, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований по предмету «Человек и мир».

Исследовать:

  • какие птицы живут в окрестностях школы;
  • какие растут деревья;кусты;цветы;
  • какие насекомые встречаются на пришкольном участке;
  • выявить основные признаки зимы и др.

Исследовательский характер носит игра «Следы доброго и плохого человека».

После изучения правил поведения в природе задаю вопрос:

  • Как вы думаете, бережно ли относятся к природе жители нашего посёлка?

Заслушиваются выступления учащихся.

  • Как нам установить истину?

Предложения учащихся. Договариваемся во время прогулки после занятий поискать следы хорошего и плохого человека.

В ходе наблюдения учащиеся устанавливают, что это может быть брошенный мусор, сломанная ветка, оригинально оформленная клумба, посаженное дерево, прибитый скворечник, кормушка, замазанная ранка на дереве и т.п. Задача – выяснить, каких следов больше, хороших или плохих. После экскурсии делается вывод о том, как наши люди относятся к окружающей их природе – бережно, ответственно или нет.

На уроках математики для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаю задачи разных видов. Наиболее полно приемы умственной деятельности такие, как сравнение, обобщение, абстрагирование, проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.

Я предприняла попытку проанализировать математические задачи программы начальной школы и произвела следующее условное разделение их на два типа, взаимно дополняющих друг друга.

1 тип — стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т. п.)

2 тип — задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:

Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы как раз и способствует формированию научного стиля мышления. Кроме того, задачи второго типа способствуют формированию исследовательских умений в ходе обучения математике в начальной школе. Приведем примеры таких задач.

(3 класс) «Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными»:

6х4-2=12  6-2х3=12   31-10-3=24   40-15:5=5

Занимательные здания исследовательского характера развивают учащихся в перечисленных выше направлениях, а также способствуют более осмысленному выполнению арифметических действий, их обоснованию изученными теоретическими знаниями.

Пример 1. (2 класс). " Увеличивайте  число 23 на 1 десяток, на 2 десятка, 3 десятка, 4 десятка. Наблюдайте, какая цифра будет изменяться. Запишите числовые равенства».

Пример 2. (3 класс). «Вычислите  значения выражений. По какому признаку выражения разбили на две группы?

64:4 98:7 91:13 80:1672:6 42:3 72:18 75:25

 

Учащиеся могут выделить следующие признаки: по величине делителя (однозначное или двузначное число); по величине частного (двузначное или однозначное число).

3. Не менее важны и задачи, формирующие умения обобщать факты, обнаруживать общие правила, т. е. подводящие к задачам на формирование обобщенного способа действий.

Пример 3. (4 класс). «Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел, и продолжи его:

  1.  123, 246, 492, 984, …2. 15, 75, 375, 1875,…3. 3020, 3220, 3420, 3620,… "

Пример 4. (4 класс). " Какую закономерность ты заметил в построении ряда чисел: 3545, 3550, 3555, 3560, 3565,…? Продолжи ряд по тому же правилу. Можно ли утверждать, что каждое число этого ряда делится на 5?"

4. К задачам, формирующим исследовательские умения, отнесём и задания на конструирование математических объектов: новых фигур, уравнений, неравенств, сюжетных задач, схем к сюжетным задачам.

Пример 5. (2 класс). «Придумайте  выражения, в которых уменьшаемое равно 9, и найдите их значения».

Пример 6. (2 класс). " В одном альбоме 48 марок, в другом 37. Поставьте вопросы к данному условию. Запишите решение каждой задачи выражением. Вычислите значения этих выражений.

К числу заданий исследовательского характера могут быть отнесены:

-       фокусы с разгадыванием задуманных чисел.

-       задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

На этапе открытия новых знаний я часто создаю проблемную ситуацию, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить задание по новой теме самостоятельно, возникает проблема, учащиеся сами должны найти поиск решения задания, а также предлагаются для поиска решения алгоритмические схемы, блоки и задания.

На этапе закрепления материала я использую логические задачи, задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений, а так же решение магических квадратов, треугольников и прохождение по магическим лабиринтам, определение множеств, заполнение таблиц,  определение истинности и ложности высказываний и т. д.

Часто на уроках я использую опережающие задания поискового характера для группы сильных учащихся. Так, например, предлагаю не только решить неравенства, состоящие из двух примеров, но и самим придумать такие задания, а также решение задач, в которых нужно подобрать значения переменных.

Так на этапе актуализация опорных знаний для устного счета использую подготовительные упражнения — задачи на развитие логики, алгебраического и математического мышления, а так же на задачи на смекалку. Такие как:

1.      Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?

2.      Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (На дубе сливы не растут.)

3.      По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы.)

Данный этап урока назывался «математическая разминка». Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть.

На этапе открытие новых знаний учащимся сначала предлагаю выполнить задание по новой теме, затем задаю следующие вопросы:

-       Справился ли ты с этим заданием?

-       Умеешь ли ты выполнять данные действия?

-       Что нового в вычислениях?

-       Какие затруднения возникли при выполнение данного задания?

Учащиеся объясняют, удалось ли им выполнить данные задания, как они это сделали, какие трудности возникли. Тем самым они сами находят поиск решения данной проблемы.

Использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1)  проектно-    исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера;

2)      при исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

 

3 Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности:   в первом классе наличие только ситуативного интереса, но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

Проектно-  исследовательская  деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

ü    классифицировать;

ü    обобщать;

ü    отбирать все возможные варианты решения;

ü    переключаться с одного поиска решения на другой;

ü    составлять программу действий по своей работе;

ü    рассматривать объект с различных точек зрения;

ü    сравнивать различные объекты и их совокупности;

ü    составлять задания по предложенной теме;

ü    проводить самоконтроль.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос. Ученики моего класса, мои выпускники  постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах, олимпиадах. У них весьма активная жизненная позиция! Я согласна со Л.Н. Толстым, который утверждал « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».А исследовательская деятельность нам в этом помогает!

Мне приходилось делиться своим опытом на школьных методических объединениях, давать открытые уроки на районных методических объединениях. Считаю, что дальнейшее совершенствование данного опыта в своей профессиональной практике в перспективе обязательно продолжится.

 

                                                                         Приложение 1

 

По страничкам памятных событий

 

 

 

 

 

 

Защита исследовательской работы   2012г.

Награда нашла победителя. 2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Районная конференция – 2011г.

Коллективная работа -2011г.

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

Память о Республиканском   конкурсе- 2011г.

 

Приложение 2.

Государственное учреждение образования

 «Мачулищанская средняя школа

имени Героев Советского Союза

Вдовенко И.Т. и  Гомоненко Н.В.»

 

 

 

 

 

УРОК РУССКОГО  ЯЗЫКА

4-й класс

 

Обобщение и закрепление изученного

 по теме «Глагол»

(Проект создания книги о глаголе)

 

Учитель начальных классов:

Мелёхина Лариса Валерьевна

 

 

 

 

 

Тема: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Глагол»                    (Проект создания книги о глаголе)

 

Цель: создание книги о глаголе «Страна Глаголия»

 

Задачи:

- обобщить, систематизировать и актуализировать  полученные знания  о глаголе; совершенствовать грамматико-орфографические навыки учащихся;

- развивать устную и объяснительную речь учащихся; совершенствовать умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать материал;

-  воспитывать культуру общения, доброжелательные отношения друг к другу в процессе учебного взаимодействия, учить детей сотрудничать (через работу в группах), прививать любовь к чтению.

 

Оборудование: мультимедийный проектор,  мультимедийная  презентация, экран, таблица-кластер «Глагол», фломастеры, карандаши, ножницы, раздаточный материал  (страницы будущей книги), выставка книг.

 

 Ход урока

 

  1. Организационный  момент

Психологический настрой:

- Мы - умные!

- Мы - дружные!

- Мы - внимательные!

- Мы - старательные!

- Мы отлично учимся!

- Всё у нас получится!

2.Введение в тему

1) У. Отгадайте загадки:

Сама мала, а ума придала.  

                    или

Хоть не шляпа, а с полями

Не цветок, а с корешками

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

А чему посвящён 2012 год? (2012 год – год книги)

2) У: Ребята! Вы видите перед собой выставку книг. Наверное, вы думаете, что ваш учитель перепутал уроки и вместо русского языка собирается проводить урок литературного чтения? Успокою вас: у нас действительно урок русского языка. Но обо всём по – порядку!

Как вы думаете, по какому принципу подобраны книги на первой полке (по русскому языку);

- на второй полке? (книги, которые мы прочитали в классе и обсудили);

- на третьей полке (книги, которые мы создали собственными руками).

За 4 года обучения каждый из вас много прочитал, многое узнал. Мы хорошо потрудились сообща. Всем понравилось создавать книги? Сегодня мы продолжим эту работу.

3) Мы будем создавать книгу о глаголе и параллельно закрепим и повторим все знания, которые получили, изучая тему «Глагол»

4)  Прежде чем, что-то создавать, нужно чётко представлять из каких частей состоит объект (обсуждение).

Слайд «Разделы книги о глаголе».

5) Объяснение условий работы,  демонстрация обложки.

Класс разделён на 3 группы, каждая группа имеет своего редактора и весь необходимый материал: файлы, клей, ножницы + содержание книги

 

3 Этап закрепления полученных знаний

У. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного. Самые распространённые глаголы - мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, найти, дать, есть, стоять, жить и другие.  А сколько форм! Глагол – самая живая часть речи.

 

1) Задания, направленные на обогащение словарного запаса учащихся.

Раздел «Лексика»

1 команда

А) Вспомните, что такое синонимы.

Б) Подберите необходимые синонимы (в рифму).

Листья в поле пожелтели

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели,

Зелень мрачную (берегут).хранят       М. Ю. Лермонтов

 

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке (сверкает).блестит            С. Есенин

2 команда

А) Вспомните, что такое фразеологизмы.

Б) Замените выражения одним словом.

Клевать носом __________________

Зарубить на носу _________________

Дать стрекоча____________________

Ломать голову ____________________

3 команда

А) Отгадайте загадку.

Б) Вспомните, что такое антонимы.

В) Найдите в тексте все антонимы, выделите красным фломастером.

 

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит.

То, что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять.

То вздумает по морю

Волны гонять…           ветер                    Н. Найдёнова

Дети озвучивают свои странички

 

Раздел «Начальная форма глагола»

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме.

В) каких глаголов с точки зрения лексики здесь много?

 

1 команда                                                                       

Не мешайте мне мечтать                                                            

Мне б мешок конфет достать                     

Развернуть, жевать, сосать                         

Чавкать, чмокать, уплетать                        

Долго – долго не глотать                            

Наслаждаться, смаковать                           

Мне не надо в рот смотреть                       

Совесть надобно иметь                               

Так могу я подавиться                                                           

И на месте умереть!   Т. Рик

 

2 команда

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме.

В) Действительно, ли трудновежливым    быть?

 

Трудно вежливым быть.

Печь пирог.

Дрова рубить.

Мыть посуду чисто.

Трудно в школу на урок

приходить всё время в срок.

Хорошо учиться.

                                 В. Степанов

3 команда

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме. На что заканчиваются глаголы в начальной форме?

В) О каком подарке говорит поэтесса?

 

 

Подарок можно надеть.

Подарок может взлететь,

В клетке сидеть и петь.

Подарок может ползти,

Плыть, плавниками грести.

Но каждый, наверное, хочет подарок,

Который ходит и лает.

Каждый желает!                   Э. Мошковская

 

Раздел «Орфография»

1 команда

А) Вспомните, как пишется частица «не» с глаголом.

Б) Правильно употребите не с глаголами.

 

(Не) откладывай доброе дело на завтра

(Не) взлюбил я эту собаку за её злость

Новых друзей наживай, а старых (не) забывай

Метель (не) утихла, небо (не) прояснилось

 

2 команда

 А) Допишите -тся   или  -ться.  Запишите в скобках вопросы к глаголам.

 

Волков боя_______ -  в лес не ходить

Дело мастера бои____________

Нужно наклони_________, чтоб из ручья напи________________

Умел ошиби____________-, умей и поправи______________

3 команда

А) Допиши окончания глаголов

Б) Какого качества не хватает ребёнку из этого стихотворения ?

Если стирку затева___ -

Всю квартиру залива____ .

Если мо_____ ты посуду-

Грохот слыши______ся повсюду.

Если пол ты подмета__________ -

Пыль до неба поднима_______ .

У тебя старание,

У бабушки – страдание.                  П. Синявский

 

Физкультминутка для глаз

 

 

 

 

 

 

 

Раздел « Морфологические признаки или изменение глаголов»

 

А) Вспомните, как изменяются глаголы?

Б) Определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

 

1 команда

Была я малышкой,                                         

Играла с пустышкой,                                    

Гуляла с братишкой,                                     

И с няней мартышкой.                                  

Я пела, плясала,                                              

Над книжкой зевала,                                     

Цветы собирала,                                             

О чуде мечтала.                                               

Но время бежало.                                           

И я подрастала.                                               

Я скоро узнала,                                               

Что взрослою стала.                                        

И детство моё                                                 

Навсегда потеряла   Т. Рик

 

 

2 команда

А) Вспомните, как изменяются глаголы?

Б) Определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их,  купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.     Т. Рик

 

3 команда

А) Вспомните, как изменяются глаголы?

Б) Определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить.

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

 

У: Ребята, вы согласны, что редакторы газет, журналов, поэты, писатели должны быть очень грамотными людьми? Мы ещё только учимся, поэтому допускаем ошибки, как в письменной, так и в устной речи.

Отвлечёмся от создания книги. Работа с учебником  стр. 125  упр. 208 (по 3 слова каждой команде).

Учимся образовывать прошедшее время от инфинитива, грамотно ставить ударения (повторяем, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам).

 

 

 

 

 

 

 

Раздел «Интересные задания»      рубрика «Улыбнись»

 

1команда

Эти глаголы придумали дети. Таких слов нет в русском языке, но определить время этих глаголов всё-таки возможно. Как?

Часы часикают.

Бумага откнопилась.

Я защекала свою карамельку.

Мама сердится, но быстро удобряется.

На что ты так углазилась?

Смотри, как налужил дождь!

 

 

 

2 команда

А) Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?

Б) Отгадайте ребус            ООО

                                         _____        НАТЯНУЛИ

                             ТЯ

 

3 команда

А) Во что превратятся глаголы?

Мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

     Б) Отгадайте ребус         ТЬ

                                            ____        НАДУТЬ

                                               у

 

Дополнительные  задания

Весёлые загадки

На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?            (Ты спишь?)

Что делает сторож, когда у него на шапке  спит воробей?     (Спит)

Как можно пронести воду в решете?                                      (Заморозить)

На берёзе сидели две вороны

И смотрели в разные стороны

Одна на юг, другая на север

- У тебя, - говорит первая ворона - лапки в грязи.

- А у тебя, - отвечает вторая - клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?   (Смотрят друг на друга)

 

Физкультминутка

 

Если Ваш ответ «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ  «нет» - вы   приседаете.

  1. Книга боится дождя?
  2. Книга любит снег?
  3. Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или непромокаемом пакете.
  4. книга боится грязных рук?
  5. закладкой для книги может быть карандаш? Пирожок? Закладка?
  6. Книга любит, когда её читают во время еды?
  7. Книга любит, когда её разрисовывают и расписывают?
  8. Книга боится быть порванной?

 

Раздел «Творческое задание»

Когда мы с вами изучали спряжение глаголов, самым сложным оказалось заполнить слова – исключения, которые относятся ко 2 спряжению. Мне бы хотелось, чтоб вы напрягли память, вспомнили их и параллельно в рифму и по смыслу дополнили инструкцию шпиона этими супер важными глаголами.

Каждая команда получает такое стихотворение

 

Когда то ребята

Во времечко оно

2 спряженье

Имело шпиона

Здесь его инструкции

В них шпионьи функции

Вот они: спешите   видеть

От связного не зависеть

Всех клиентов ненавидеть

Побольнее их обидеть

Стойко трудности терпеть

Над собой лассо вертеть

Через щёлочку под дверью

За врагом своим смотреть

По шоссе машину гнать

И в зубах кинжал держать

Чтоб за стенкой голос слышать

Совершенно не дышать

Вот такая нелёгкая жизнь у шпиона. Все эти глаголы 2 спряжения. Их надо помнить, чтоб грамотно писать окончания!

 

Раздел «Проверь себя»

тестирование, контроль знаний учащихся

Вопрос №1. Что означает глагол?

А) предмет

Б) действие предмета

В) признак предмета

Вопрос №2.  На какие вопросы отвечает глагол?

А) что? как?

Б) какой? какая? какие? какое?

В) что делать? что сделать?

Вопрос №3. В какой строке все глаголы стоят в неопределённой форме?

А) идти,  петь,  смеяться

Б) идут,  поют,  смеются

В) идёт,  поёт,  смеётся

Вопрос №4.  Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

А) по лицам,  по числам

Б) по падежам

В) по родам  и падежам

Вопрос №5.  Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

А) по лицам,  по числам

Б) по падежам

В) по родам  и числам

Вопрос №6. В какой строке все глаголы прошедшего времени?

А) ответил,  говорил,  рисовал

Б) гуляет,  читает,  прыгают

В) прилетит,  зацветёт,  улыбнутся

Вопрос №7.  Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

Вопрос №8.  Что такое спряжение?

А) изменение существительных по падежам

Б) изменение прилагательных по родам

В) изменение глаголов по лицам и числам

Вопрос №9.  Как определить лицо и число глагола?

А) по местоимению и окончанию глагола

Б) по спряжению

В) по неопределённой форме

Самопроверка выполненной работы.

 

     4. Выставление отметок

 

5. Подведение итогов

Спасибо вам, ребята, за работу! Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась с вами. Я думаю, она может занять достойное место на полке каждого учителя или ученика начальной школы! А авторами этой книги являетесь все вы! И мой вам совет: читайте больше, ведь книга – источник знаний!

 

6. Рефлексия

1 группа

Пусть ваше сердце ______________пыла…т,

____________на лице си…т!

Душа ___________________друзьям подар…т!

Судьба свой добрый _______________   остав…т.

 

2 группа

Пусть сер…це только доброе вид…т,

А душа пусть не зна…т хол…да.

Обида, если есть, раста…т!

И сер… це будет вечно мол…до!

 

3 группа

     Пусть х…рошее у вас преумнож…тся,

     Пусть разумно в ж…зни всё слож…тся.

И зд…ровья пусть будет много!

     Ну, а нас, вы, не судите строго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 команда

 

А) Вспомните, что такое синонимы.

Б) Подберите необходимые синонимы (в рифму).

 

 

 

Листья в поле пожелтели

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели,

Зелень мрачную (берегут). _______________

 

    М. Ю. Лермонтов

 

 

 

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке (сверкает).   ________________

 

                             С. Есенин

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

А) Вспомните, что такое фразеологизмы.

Б) Замените выражения одним словом.

 

 

 

Клевать носом __________________

Зарубить на носу _________________

Дать стрекоча____________________

Ломать голову ____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 команда

 

 

А) Отгадайте загадку.

Б) Вспомните, что такое антонимы.

В) Найдите в тексте все антонимы, выделите красным фломастером.

 

 

 

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит.

То, что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится.

Примчится опять.

То вздумает по морю

Волны гонять…        ________________           

 

 

                                           Н. Найдёнова

 

 

1 команда

 

 

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме.

В) каких глаголов с точки зрения лексики здесь много?

 

 

 

Не мешайте мне мечтать                                                            

Мне б мешок конфет достать                     

Развернуть, жевать, сосать                         

Чавкать, чмокать, уплетать                        

Долго – долго не глотать                            

Наслаждаться, смаковать                           

Мне не надо в рот смотреть                        

Совесть надобно иметь                               

Так могу я подавиться                                                           

И на месте умереть!  

 

                                   Т. Рик

 

 

 

 

2 команда

 

 

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме.

В) Действительно, ли трудно вежливым    быть?

 

 

 

Трудно вежливым быть.

Печь пирог.

Дрова рубить.

Мыть посуду чисто.

Трудно в школу на урок

приходить всё время в срок.

Хорошо учиться.

 

                      В. Степанов

 

 

 

 

 

 

 

3 команда

 

 

 

А) Как называется начальная форма глагола?

Б) Подчеркните глаголы в начальной форме.

     На что заканчиваются глаголы в начальной форме?

В) О каком подарке говорит поэтесса?

 

 

Подарок можно надеть.

Подарок может взлететь,

В клетке сидеть и петь.

Подарок может ползти,

Плыть, плавниками грести.

Но каждый, наверное, хочет подарок,

Который ходит и лает.

Каждый желает!       

                       Э. Мошковская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 команда

 

 

 

А) Вспомните, как пишется частица «не» с глаголом

Б) Правильно употребите не с глаголами

 

 

 

 

(Не) откладывай доброе дело на завтра

(Не) взлюбил я эту собаку за её злость

Новых друзей наживай, а старых (не) забывай

Метель (не) утихла, небо (не) прояснилось

 

 

 

2 команда

 

 

А) Допишите -тся   или  -ться.  Запишите в скобках вопросы к глаголам.

 

 

 

Волков боя_______ -  в лес не ходить.

Дело мастера бои____________.

Нужно наклони____, чтоб из ручья напи__________.

Умел ошиби_____  -,умей и поправи___________.

 

 

 

 

 

 

 

3 команда

 

А) Допиши окончания глаголов

Б) Какого качества  не хватает ребёнку из этого стихотворения?

 

Если стирку затева___ -

Всю квартиру залива____ .

Если мо_____ ты посуду-

Грохот слыши______ся повсюду.

Если пол ты подмета__________ -

Пыль до неба поднима_______ .

У тебя старание,

У бабушки – страдание.               

 

                                П. Синявский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 команда

 

А) Вспомните, как изменяются глаголы?

Б) Определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

 

Была я малышкой,                                         

Играла с пустышкой,                                    

Гуляла с братишкой,                                     

И с няней мартышкой.                                  

Я пела, плясала,                                              

Над книжкой зевала,                                     

Цветы собирала,                                             

О чуде мечтала.                                              

Но время бежало.                                           

И я подрастала.                                               

Я скоро узнала,                                               

Что взрослою стала.                                       

И детство моё                                                  

Навсегда потеряла                       Т. Рик

 

2 команда

 

А) Вспомните, как изменяются глаголы?

Б) Определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их,  купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.     Т. Рик

 

 

 

 

 

 

3 команда

 

А) вспомните, как изменяются глаголы?

Б) определите, в каком времени встречаются глаголы в данном стихотворении

В) Подберите рисунок к стихотворению.

 

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить.

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

 

 

1 команда

 

 

Эти глаголы придумали дети. Таких слов нет в русском языке, но определить время этих глаголов всё-таки возможно. Как? Определите время глаголов.

 

Часы часикают.

Бумага откнопилась.

Я защекала свою карамельку.

Мама сердится, но быстро удобряется.

На что ты так углазилась?

Смотри, как налужил дождь!

 

Дополнительные  задания

Весёлые загадки

 

1. На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?_______________

2. Что делает сторож, когда у него на шапке  спит воробей? __________

3. Как можно пронести воду в решете? ____________________________

4. На берёзе сидели две вороны

    И смотрели в разные стороны

    Одна на юг, другая на север

  - У тебя, - говорит первая ворона - лапки в грязи.

  - А у тебя, - отвечает вторая - клюв в земле.

  Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга не видят?   ____________________________________________________________

2 команда

 

 

А) Какой частью речи могут быть слова:

 покрой__________________

 жгут____________________

 стих____________________

 пила____________________

 

Б) Отгадайте ребус          ООО

                                         _____        __________________

                                            ТЯ

 

Дополнительные  задания

Весёлые загадки

 

1. На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?_______________

2. Что делает сторож, когда у него на шапке  спит воробей? __________

3. Как можно пронести воду в решете? ____________________________

4. На берёзе сидели две вороны

    И смотрели в разные стороны

    Одна на юг, другая на север

  - У тебя, - говорит первая ворона - лапки в грязи.

  - А у тебя, - отвечает вторая - клюв в земле.

  Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга не видят?   ____________________________________________________________

 

3 команда

А) Во что превратятся глаголы, если перенести ударение с последнего слога на первый?

 

Мели ________,

окуни_________,

пряди_________,

соли__________.

 

     Б) Отгадайте ребус         ТЬ

                                            ____        _________________

                                                у

 

Дополнительные  задания

Весёлые загадки

 

1. На какой вопрос нельзя дать положительный ответ?_______________

2. Что делает сторож, когда у него на шапке  спит воробей? __________

3. Как можно пронести воду в решете? ____________________________

4. На берёзе сидели две вороны

    И смотрели в разные стороны

    Одна на юг, другая на север

  - У тебя, - говорит первая ворона - лапки в грязи.

  - А у тебя, - отвечает вторая - клюв в земле.

  Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга не видят?   ____________________________________________________________

1 команда

 

Когда мы с вами изучали спряжение глаголов, самым сложным оказалось заполнить слова – исключения, которые относятся ко 2 спряжению. Мне бы хотелось, чтоб вы напрягли память, вспомнили их и параллельно в рифму и по смыслу дополнили инструкцию шпиона этими супер важными глаголами.

 

 

 

 

Когда-то ребята

Во времечко оно

2 спряженье

Имело шпиона

Здесь его инструкции

В них шпионьи функции

Вот они: спешите   _____________

От связного ____________________

Всех клиентов ____________________

Побольнее их _____________________

Стойко трудности __________________

Над собой лассо ___________________

Через щёлочку под дверью

За врагом своим __________________

По шоссе машину ___________________

И в зубах кинжал ___________________

Чтоб за стенкой голос ________________

Совершенно не ___________________________

 

 

 

 

2 команда

 

Когда мы с вами изучали спряжение глаголов, самым сложным оказалось заполнить слова – исключения, которые относятся ко 2 спряжению. Мне бы хотелось, чтоб вы напрягли память, вспомнили их и параллельно в рифму и по смыслу дополнили инструкцию шпиона этими супер важными глаголами.

 

 

 

 

Когда-то ребята

Во времечко оно

2 спряженье

Имело шпиона

Здесь его инструкции

В них шпионьи функции

Вот они: спешите   _____________

От связного ____________________

Всех клиентов ____________________

Побольнее их _____________________

Стойко трудности __________________

Над собой лассо ___________________

Через щёлочку под дверью

За врагом своим __________________

По шоссе машину ___________________

И в зубах кинжал ___________________

Чтоб за стенкой голос ________________

Совершенно не ___________________________

 

 

 

 

3 команда

 

Когда мы с вами изучали спряжение глаголов, самым сложным оказалось заполнить слова – исключения, которые относятся ко 2 спряжению. Мне бы хотелось, чтоб вы напрягли память, вспомнили их и параллельно в рифму и по смыслу дополнили инструкцию шпиона этими супер важными глаголами.

 

 

 

 

Когда-то ребята

Во времечко оно

2 спряженье

Имело шпиона

Здесь его инструкции

В них шпионьи функции

Вот они: спешите   _____________

От связного ____________________

Всех клиентов ____________________

Побольнее их _____________________

Стойко трудности __________________

Над собой лассо ___________________

Через щёлочку под дверью

За врагом своим __________________

По шоссе машину ___________________

И в зубах кинжал ___________________

Чтоб за стенкой голос ________________

Совершенно не ___________________________

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Что означает глагол?

А) предмет

Б) действие предмета

В) признак предмета

Вопрос №2.  На какие вопросы отвечает глагол?

А) что? как?

Б) какой? какая? какие? какое?

В) что делать? Что сделать

Вопрос №3. В какой строке все глаголы стоят в неопределённой форме?

А) идти,  петь,  смеяться

Б) идут,  поют,  смеются

В) идёт,  поёт,  смеётся

Вопрос №4.  Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

А) по лицам,  по числам

Б) по падежам

В) по родам  и падежам

Вопрос №5.  Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

А) по лицам,  по числам

Б) по падежам

В) по родам  и числам

Вопрос №6. В какой строке все глаголы прошедшего времени?

А) ответил,  говорил,  рисовал

Б) гуляет,  читает,  прыгают

В) прилетит,  зацветёт,  улыбнутся

Вопрос №7.  Каким членом предложения является глагол?

А) подлежащим

Б) сказуемым

В) второстепенным членом

 

Вопрос №8.  Что такое спряжение?

А) изменение существительных по падежам

Б) изменение прилагательных по родам

В) изменение глаголов по лицам и числам

Вопрос №9.  Как определить лицо и число глагола?

А) по местоимению и окончанию глагола

Б) по спряжению

В) по неопределённой форме

 

 

1 группа

Пусть ваше сердце ______________пыла…т,

____________на лице си…т!

Душа ___________________друзьям подар…т!

Судьба свой добрый _______________   остав…т.

 

 

 

2 группа

Пусть сер…це только доброе вид…т,

А душа пусть не зна…т хол…да.

Обида, если есть, раста…т!

И сер… це будет вечно мол…до!

 

 

    3 группа

     Пусть х…рошее у вас преумнож…тся,

     Пусть разумно в ж…зни всё слож…тся.

И зд…ровья пусть будет много!

     Ну, а нас, вы, не судите строго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разделы сайта